Биография Светланы Светличной. Карьера, личная жизнь, семья

Светлана Афанасьевна Светличная. Родилась 15 мая 1940 года в Ленинакане (ныне - Гюмри, Армения). Советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР (1974).

Светлана Светличная родилась 15 мая 1940 года в армянском городе Ленинакан (сейчас это Гюмри) в семье военного.

Всего в семье Светличных было трое детей: у Светланы был старший брат Валерий (он уже умер) и младший брат Олег (на 13 лет младше ее, хотя родился с ней в один день - 15 мая, он был военным, ныне в отставке и живёт в Пензе).

Из-за профессии отца семья постоянно переезжала с места на место.

В первый класс школы она пошла в украинском городе Ахтырка Сумской области, а заканчивала школу уже в Советске Калининградской области.

Еще в детском саду стала посещать драматический кружок, позднее продолжала заниматься в театральной студии уже в школьные годы.

Огромную роль в том, что она стала актрисой, сыграла ее мама (к слову, донская казачка). Как вспоминала актриса, ещё будучи беременной, ее мать говорила отцу: «Если родится девочка, назовем Светланой. Представляешь, как красиво будет звучать: «артистка Светлана Светличная»?». Дело в том, что ее мама сама в молодости мечтала стать актрисой, но вышла замуж за военного и свою мечту пыталась реализовать через дочь. "И то, что я стала актрисой, конечно, большая заслуга моей мамы", - отмечала Светлана Афанасьевна.

В юности активно занималась спортом - играла в волейбол, баскетбол, занималась лёгкой атлетикой, гимнастикой, хорошо плавала (имела разряд).

В 1958 году, после того как ее отец вышел в отставку, семья поселилась в Мелитополе.

В том же 1958 году по настоянию матери Светлана поступила во ВГИК, который окончила в 1963 году, курс . С ней на курсе учились , Валерий Носик.

После окончания вуза поступила в труппу Театра-студии киноактёра. Среди наиболее известных работ - роль Марьи Тимофеевны Лебядкиной в спектакле «Бесы» по роману Ф.М. Достоевского.

В кино дебютировала в 1960 году в фильме Михаила Калика «Колыбельная».

А свою первую большую роль - Надю Колчину - в фильме Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо» она сыграла в 1961 году, ещё будучи студенткой ВГИКа. Ее партнерами были Николай Рыбников, Евгений Евстигнеев, Олег Жаков. Светличной доверили роль жены лётчика, которого играл Рыбников. "Меня старили, его омолаживали. Но получилась очень хорошая пара. И фильм получился отличный", - вспоминала она.

В 1965 году на экраны вышел фильм «Стряпуха» , в котором она исполнила главную роль - Павлину Хуторную, молодую вдову. Картина была холодно встречена критиками: "Помню, когда она вышла, в «Советском экране» появилась издевательская статья под названием - «Драма с ополовником». Критиковали все кому не лень", - вспоминала актриса. Зато зрители приняли ленту хорошо.

Широкую любовь зрителей получила после роли роковлй соблазнительницы Анны Сергеевны в комедии «Бриллиантовая рука» . В этой роли Светличная, пусть и с юмором, воплотила абсолютно новый на тот момент типаж женщины - современной, стильной, сексуально раскрепощённой. Это была первая в советском кино сцена полуэротического содержания.

Актриса вспоминала, как тяжело далась ей та сцена: "Представьте себе: что значит сорок лет назад сниматься полуобнажённой в присутствии огромного количества мужчин из съёмочной группы. Плюс народ сбежался из других павильонов: мгновенно прошёл слух, что «сейчас Светличная будет раздеваться». Особенно я занервничала, когда мне предложили сорвать бюстгальтер и бросить его на пол. Дрожала как осиновый листок! И помог мне в этой ситуации Юрий Владимирович Никулин. Он отозвал меня в сторонку и сказал: «Светка, чего ты дрожишь? Ни на кого не смотри, только на меня, я - свой человек. В этой сцене я тебе подыграю». Он так убедительно это произнёс, что все мои страхи мигом улетучились".

Светлана Светличная в фильме "Бриллиантовая рука"

Как признавалась Светлана Афанасьевна, одно время она расстраивалась, что ее имя ассоциировалось в первую очередь с ролью Анны Сергеевны из «Бриллиантовой руки», но затем смирилась: "Я думаю: а пусть кто-то из нынешних звёзд так сыграет эпизод, чтобы он всем запомнился. Чтобы столько людей приходили на твои творческие встречи, и у них сияли глаза... Любая артистка может об этом только мечтать!".

В то же время актриса отмечала: "Но ни красавицей, ни уж тем более секс-символом (как везде писали после «Бриллиантовой руки») я себя никогда-никогда не считала и не ощущала. Честно - я не кокетничаю".

Также запомнилась по многим своим другим ролям - барыни в «Отце Сергии», Габи в «Семнадцати мгновениях весны», бортпроводницы в драме «Неподсуден».

Светлана Светличная в фильме "Семнадцать мгновений весны"

В советское время в составе разного рода делегаций актриса была в огромном количестве стран - во всех соцстранах, в Мексике, в Чили, Франции, Швеции... Сама она говорила: "Объездила практически полмира! При этом самым странным и страшным для меня было то, что я ездила туда в качестве «русской красавицы», как «украшение» этих делегаций, но с чужими картинами".

Её бездонные голубые глаза покорили знаменитого киномэтра Лукино Висконти, он мечтал увидеть Светличную в своих фильмах. Но советское киношное руководство это не одобрило. Сама она узнала об этом через много десятилетий, когда один иностранный журналист ей сказал: "«Светлана, а вы знаете, что Лукино Висконти хотел с вами познакомиться, мечтал вас снимать? Он был просто влюблён в ваши глаза». Я не поверила, и он мне прислал газету с интервью мэтра, где тот действительно об этом рассказывает. А я об этом даже не знала! Оказывается, он увидел меня на каком-то фестивале, прислал через Госкино приглашение. Но ему ответили, что я «чрезвычайно занята на родине, и отпустить меня не могут». Хотя на самом деле я сидела без работы".

Актриса работала со многими известными режиссёрами - («Скворец и Лира»), Станиславом Ростоцким («Герой нашего времени»), Марленом Хуциевым («Застава Ильича»), Юлием Файтом («Пока фронт в обороне»), Татьяной Лиозновой («Им покоряется небо», «Семнадцать мгновений весны»), («Бриллиантовая рука»), Георгием Данелия («Тридцать три»), Эдмондом Кеосаяном («Стряпуха», «Новые приключения неуловимых»), Михаилом Каликом («Колыбельная», «Любить»), («Место встречи изменить нельзя»).

В 2000-е она напомнила о себе как об актрисе в фильме «Богиня. Как я полюбила» , где сыграла необычную и яркую роль. А затем снявшись в картине о любви «Девушка и смерть» знаменитого голландца Йоса Стеллинга.

В 2005 году подписала «Письмо в поддержку приговора бывшим руководителям "ЮКОСа"», хотя 9 февраля 2011 года актриса заявила корреспонденту Радио Свобода, что это письмо она не подписывала и впервые слышит о своей подписи под ним. Она также добавила, что ей жаль Ходорковского, и назвала его «человеком с большой буквы».

Снималась в видеоклипах: в 2010-м в ролике «Танец перехода» режиссёра Сергея Воеводина, а в 2011-м - в клипе на композицию «Молчать» группы «Пилар».

В апреле 2015 года на XXI Российском кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине Светлана Светличная была награждена призом «За преданность кинематографу».

Также в 2015-м актриса получила роль жены Моцарта в спектакле Евгения Лавренчука. Ее партнерами стали Даниэль Ольбрыхский, Ольга Яковлева и Игорь Ясулович.

В 2016-м снялась камео (т.е. в роли самой себя) в мистическом фильме «Беловодье. Тайна затерянной страны».

Светлана Светличная в программе "Наедине со всеми"

Рост Светланы Светличной: 170 сантиметров.

Личная жизнь Светланы Светличной:

Дважды была замужем.

"Гена Шпаликов в меня был сильно влюблён ещё в институте, до моего замужества, активно ухаживал, восхищался моими глазами и даже сценарий написал, где главная роль предназначалась мне. Но я тогда была не готова к серьёзным отношениям. А Юрий Алексеевич Гагарин был не то что поклонником, он просто симпатизировал мне. Перед поездкой в составе советской делегации в Чили (где я была единственной женщиной!) меня пригласили в ЦК комсомола Украины «на инструктаж», а там оказался и Юрий Алексеевич. После возвращения из Сантьяго нас отправили в один из домов отдыха, и Гагарин тоже поехал. Мы играли в баскетбол, волейбол, прекрасно проводили время. Позже он пригласил нас с Володей к себе в загородный дом. Всё время говорил: «Володя, как тебе повезло, что у тебя такая красавица жена». И мне это очень льстило", - рассказывала Светличная.

Брак Светличной и Ивашова был непростым, они постоянно то расходились, то сходились. После очередного воссоединения они даже повенчались. Владимир был верен своей супруге и всегда ее прощал. Но как-то Светлана опять сильно загуляла и, по словам ее сына Алексея, они развелись. Алексей удивлялся, как такие разные люди смогли прожить вместе около 40 лет.

Второй муж - Сергей Сокольский, художник. Брак продлился недолго: ровно 27 дней.

Жила с молодым любовником (он же был ее стилистом) Русланом Татьяниным, который более чем на 40 лет младше актрисы.

В последние годы Светлана Светличная проживает на Юго-Западе Москвы, в районе Ясенево.

Фильмография Светланы Светличной:

1959 - Колыбельная - Натка (и вокал)
1962-1964 - Мне двадцать лет - Светлана
1963 - Юность (киноальманах) - Светлана
1963 - Им покоряется небо - Нина Колчина
1964 - Пока фронт в обороне - Катя, связистка
1965 - Чистые пруды - Катя-Русалка
1965 - Тридцать три - Нина Светлова, телеведущая
1965 - Стряпуха - Павлина Григорьевна Хуторная, молодая вдова
1965 - Герой нашего времени - Ундина, девушка-контрабандистка
1966 - Не самый удачный день - Надя Степанова, сестра Никиты
1968 - Новые приключения неуловимых - дама-красотка в собольем палантине
1968 - Любить... (A iubi...) - северянка
1968 - Бриллиантовая рука - Анна Сергеевна (озвучание - Зоя Толбузина)
1969 - Папиросница (короткометражный) - продавщица папирос с лотка
1969 - Неподсуден - Вика, стюардесса
1971 - Держись за облака (Kapaszkodj a fellegekbe!) - Милли Вимерфорд
1973 - Семнадцать мгновений весны - Габи Набель
1974 - Скворец и Лира (Skřivánek a Lyra) - Генриетта
1974 - Закрытие сезона - Зоя Морено, исполнительница мото-аттракциона "Бесстрашный рейс"
1975 - Когда дрожит земля - Ирина
1976 - Ты - мне, я - тебе - Валя, приятельница Ивана Кашкина
1977 - Корень жизни (Rădăcinile viaţii) - Сабина
1977 - Эти невероятные музыканты или Новые сновидения Шурика (фильм-спектакль) - камео
1978 - Отец Сергий - барыня (нет в титрах)
1978 - Недопёсок Наполеон III-й - Меринова
1979 - Место встречи изменить нельзя - Надя Колесова, сестра Ларисы Груздевой
1981 - Третье измерение - Ольга, жена Букреева
1982 - Мужской почерк (короткометражный)
1983 - Анна Павлова - Маша
1985 - День гнева - женщина с развалин
1988 - Охотники в прериях Мексики (Präriejäger in Mexiko: Geierschnabel) - эпизод
1991 - И возвращается ветер... - эпизод
1994 - Дом на камне - нищенка с ребенком
1996 - Чтобы помнили. Владимир Ивашов (документальный)
2004 - Дом у солёного озера (Home near salt lake) - Зигрид, немецкая журналистка
2004 - Богиня: как я полюбила - Мама-призрак
2005-2008 - Рождение легенды (документальный)
2005 - Как уходили кумиры. Андрей Миронов (документальный)
2005 - Как уходили кумиры. Леонид Гайдай (документальный)
2007-2015 - Моя правда (Украина, документальный)
2007 - Наблюдатель (не был завершен) - Мария Тарасовна, бывшая актриса
2007 - Звезда Империи - гадалка
2008 - Неизвестная версия. Бриллиантовая рука (Украина, документальный)
2008 - Неизвестная версия. Корона Российской империи, или Снова Неуловимые (Украина, документальный)
2008 - Фильм о фильме. Застава Ильича: Коллективный портрет Оттепели (документальный)
2009 - Похищение Богини (Россия, Украина) - Афродита Попандос, европейский цирковой продюсер
2009 - Честь имею. Владимир Ивашов (документальный)
2009 - Владимир Ивашов. Баллада о любви (документальный)
2009 - Бриллиантовая ручка короля комедии. Яков Костюковский (документальный)
2009 - Неизвестная версия. Неуловимые мстители (Украина, документальный)
2010 - Светлана Светличная. Светить всегда (документальный)
2010 - Нонна Мордюкова. Как на свете без любви прожить (документальный)
2010 - Николай Рыбников. Парень с Заречной улицы (документальный)
2010 - В огнедышащей лаве любви. Светлана Светличная (документальный)
2010 - Бриллиантовая рука-2 (документальный) - камео
2010 - Гаражи
2012 - Девушка и смерть (Mädchen und der Tod, Das) - Нина в старости
2013 - "Семнадцать мгновений весны". Последний дубль (документальный)
2013 - Леонид Куравлёв. На мне узоров нету (документальный)
2017 - Беловодье. Тайна затерянной страны - камео

Озвучивание Светланы Светличной:

1971 - Нет ничего лучше плохой погоды (Няма нищо по-хубаво от лошото време) - Эдит (роль Елены Райновой)
1971 - Молодые - Лена (роль Нелли Пшенной)
1972 - Новые центурионы (New Centurions, The) - Дороти
1972 - Живите, девушки... (Var olun, qızlar...) - Солмаз (роль Валентины Аслановой)
1972 - Возвращение - Анаит (роль Анаиды Топчиян)
1972 - Беги, чтобы тебя поймали (Fuss, hogy utolerjenek) - Эва
1973 - Шах королеве бриллиантов (Šahs briljantu karalienei) - Страута (роль Лилиты Озолиня)
1975 - Бриллианты для диктатуры пролетариата (Briljandid proletariaadi diktatuurile) - Лида Боссэ (роль Эдиты Пьехи)
1979 - Иисус (Jesus)
1986 - Золотоискатели (Gold-diggers, The) - Эллис Кэд Уилсон (роль Франсуазы Арнуль)
1999 - Транзит для дьявола



В карьере некоторых актеров бывают роли, которые запоминаются зрителям больше остальных. Иногда это становится настоящей карой - один лишь образ может настолько засесть в головах не только зрителей, но и даже режиссеров, что профиль актера станет очень узким. Подобный факт имела и биография Светланы Светличной. Роль, которая принесла ей самый большой успех - Анна Сергеевна в фильме «Бриллиантовая рука». Образ роковой красавицы настолько отпечатался в умах телезрителей, что Светличная еще долго с этим боролась.

Детство

Светлана Светличная, биография, личная жизнь которой описаны ниже, родилась в обеспеченной генеральской семье. Как и многие семьи военных, они часто меняли место жительство. Поэтому родилась Светлана 15 мая 1940 года в городе Ленинакане (нынешний Гюмри) в Армянской республике. Первоклассницей она стала в небольшом городе Сумской области. А окончание школы происходило в городе Советске Калининградской области. Год окончания оказался важным в жизни Светланы - ее отец ушел в отставку и семья собиралась осесть в Мелитополе.

Выбор профессии

Несмотря на привлекательную внешность, девочкой Светлана была достаточно скромной. И то, что она поступила в кинематографический вуз, - во многом заслуга ее матери. Она сама была очень творческой личностью и часто участвовала в самодеятельности, поэтому нет ничего удивительного, что она мечтала об актерской карьере для своей дочери. И именно она настояла, чтобы Светлана поехала в Москву и подала документы во ВГИК. Уже в столице Светличная узнала о том, что конкурс на одно место - 80 человек. Ее это сильно испугало. И, видимо, испуг катализировал в будущей кинозвезде все ее возможности - Светлана поступила на курс к самому метру кино - Михаилу Ромму. Намного позже актриса говорила о том, что если бы не настойчивость ее матери, то, вероятнее всего, она бы пошла учиться в медицинский или физкультурный. И тогда бы Советский Союз лишился знаковой актрисы.

Обучение во ВГИКе

Биография Светланы Светличной как актрисы была предопределена еще и тем, что курс, на котором она училась, был по-настоящему звездным. Среди ее одногруппников были Андрон Кончаловский, Валерий Носик и Галина Польских. Это и не удивительно, ведь все они учились у величайшего мастера и педагога - Михаила Ромма. Как это часто бывает у популярных актеров и актрис, Светлана была одной из самых любимых учениц мастера. Многие отмечали, что, помимо гибкого актерского таланта, у Светланы также были незаурядные хореографические способности. Порой ее выступления собирали очень много зрителей-студентов, которые специально приходили на нее посмотреть.

Продолжим статью по теме "Светлана Светличная: биография". Фото, размещенные ниже, посвящены героине и ее второй половинке.

Первые кинопробы

Свою карьеру на голубом экране Светлана начала еще будучи незамужней студенткой. Ее первое появление в кино - небольшая роль в фильме Михаила Калика «Колыбельная». Роль хоть и была эпизодической, но положила начало кинокарьеры актрисы.

Через несколько лет первая крупная удача - она получает роль у серьезного режиссера - Татьяны Лиозновой в фильме «Им покоряется небо».

Замужество

Что еще можно рассказать по теме "Светлана Светличная: биография, личная жизнь"? Фото подтвердждают, что она была невероятно красивой, но это не всегда могло принести ей счастье.

Обучение во ВГИКе оказалось для Светланы судьбоносным и в плане личной жизни. На одной из студенческих вечеринок в общежитии она познакомилась со студентом более старшего курса - Владимиром Ивашовым. На момент знакомства Светличная еще не видела фильм «Баллада о солдате» с Ивашовым в главной роли, однако он все равно смог покорить ее. Актриса вспоминала, что позже все-таки посмотрела фильм, и это помогло еще больше проникнуться чувствами к уже известному актеру.

Из-за пропусков занятий, связанных со съемками в фильме, Ивашову пришлось перейти на обучение на курс ниже. Так он стал учиться вместе со Светланой. Долгое время молодые актеры любили друг друга без признаний. И лишь на генеральной репетиции спектакля, после поцелуя Ивашов признался Светлане, что любит ее. Свадьбу молодые актеры сыграли через полгода.

Биография Светланы Светличной пополнилась новым счастливым фактом. Через год после свадьбы у них родился первый сын - Алеша. Имя ему дали в честь главного героя фильма «Баллада о солдате». Первые годы совместной жизни были тяжелыми: паре приходилось жить в комнате в коммуналке вместе с родителями Ивашова. Отношения с ними у Светличной складывались не очень хорошо, что не могло не влиять и на отношения с мужем.

Жизнь после института

Ивашов и Светлана Светличная, биография, личная жизнь которой описаны в статье, окончили институт в 1963 году, и их сразу же взяли в труппу Театра-студии киноактера. Вскоре и семейная жизнь стала налаживаться - после долгих хождений по инстанциям они получили двухкомнатную квартиру. На протяжении всех 60-х пара активно и много снималась.
В 1964 году Светлана снялась в небольшой роли у Марлена Хуциева в популярном фильме «Мне 20 лет». А в 1965 году она снималась в «Герое нашего времени», где играл и ее муж.
Были в то время и главные роли, например, в фильме «Стряпуха». Постепенно актриса становится узнаваемой и получает признание как одна из самых красивых советских актрис. Биография Светланы Светличной печатается в журналах, ее приглашают на телепередачи.

Судьбоносная «Бриллиантовая рука»

В 1968 году на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Бриллиантовая рука», который очень сильно изменил жизнь и карьеру Светличной. В фильме она сыграла Анну Сергеевну. Роль была небольшая, совсем несравнимая с резонансом, который получила Светличная от нее. Первый стриптиз в Советском Союзе, показанный на экранах, сильно повысил популярность актрисы. К тому же ее красота была отличной от красоты других актрис, считавшихся эталоном в то время.

Рождение второго ребенка

70-е годы были ознаменованы для актрисы участившимися скандалами в семье. Популярность Светличной и Ивашова только росла, появились взаимные упреки и ревность. Говорили, что с обеих сторон даже были случаи измены. Самая известная из них - роман Светланы с актером Андреем Мироновым, который продлился совсем недолго. Но оба актера всегда возвращались в семью. А результатом их примирения оказалось рождение второго сына - Олега. И все равно это не помогло спастись паре от ссор, которые происходили с завидной регулярностью.

Звание "Народной..."

После роли в «Бриллиантовой руке» карьера Светланы стала идти на спад. Оказалось, что все видят ее только в роли роковой красотки, ей же хотелось играть, например, Анну Каренину.

В 1973 году вышел сериал «Семнадцать мгновений весны», где актриса получила роль. После этих съемок актрисе дали звание Народной Артистки РСФСР. В этом же году она снялась в совместном проекте Советского Союза и Венгрии - фильме «Держись за облака». Но обстоятельства сложились так, что советские зрители ленту так и не увидели.
1979 год был для актрисы ознаменован участием в съемках не менее любимого зрителями фильма - «Место встречи изменить нельзя».

Уход Владимира Ивашова

Биография Светланы Светличной, талантливой красивой актрисы, не была безоблачной. Многие свои роли, начиная с середины 70-х годов, Светлана вспоминать не любит. 80-е годы принесли ей еще меньше работ в кино. А к началу 90-х актрису практически перестали приглашать сниматься. Еще большим потрясением стало то, что театр, в котором она работала, стал разваливаться. В 1993 году появилось новое руководство этого культурного заведения, решившее, что в нем много актеров бьют баклуши и от них надо избавляться.

Светличная и Ивашов ушли самостоятельно, не дожидаясь унизительного увольнения.

Отсутствие ролей в кино и потеря работы в театре открыло для Светличной новую сторону жизни - она стала много времени уделять семье и дому. Ивашов тоже оказался в 90-х невостребованным актером. Но семью надо было кормить, поэтому ему пришлось устроиться работать на стройку. Актер тяжело переживал смену профессии, к тому же сказывалась давняя болезнь - язва желудка. 23 марта 1995 года день на стройке выдался особенно тяжелым. В какой-то момент Ивашов просто упал, ему была вызвана скорая, его отвезли в больницу, где была проведена срочная операция. Но актер все равно скончался.

Жизнь в одиночестве

Смерть мужа Светличная смогла пережить благодаря поддержке своих сыновей. Оба они когда-то хотели тоже пойти по родительским стопам - в актеры. Но родители их отговорили. Старший сын стал зубным техником. А младший Олег долгое время не мог найти себе места в жизни. Ему приходилось работать на рынке и в автомастерской.
Некоторое время Светлана жила одна, в крайне бедном, почти нищенском состоянии.

Вскоре все изменилось, в жизни актрисы появился мужчина на 20 лет ее младше - поэт Сергей Сокольский. Между ними вспыхнула любовь, которая привела к краткосрочному браку.

Продолжим рассказ на тему "Светлана Светличная: биография".

Смерть сына

Еще работая на рынке, Олег, младший сын Светланы, начал выпивать. Чтобы спасти сына, Светличная покупает ему дом в Ивановской области, надеясь, что на природе молодой человек придет в себя. Но, к сожалению, ситуация только усугубилась. В 2006 году младший сын Светланы умер от поражения печени.

Настоящее время

Сейчас актриса Светлана Светличная, биография которой рассказана выше, снова выходит в свет, у нее появились новые роли в кино. Женщина нашла в себе силы продолжить жизнь после череды профессиональных неудач и жизненных трагедий. Светлана Светличная, биография, личная жизнь, год рождения которой интересуют ее поклонников, оказалась очень сильной. Даже жуткое горе от потери двух близких людей не сломило ее.

Её снимали Татьяна Лиознова, Марлен Хуциев, Эдмонд Кеосаян, Леонид Гайдай. Её бездонные голубые глаза мечтал увидеть в своих фильмах знаменитый киномаэстро Лукино Висконти. Даже муж у неё был удивительный — звезда Каннского и Венецианского фестивалей (с фильмом «Баллада о солдате») и кумир миллионов женщин Владимир Ивашов. Ей подражали и завидовали, её носили на руках, ею восхищались. О её многочисленных романах, реальных и вымышленных, ходили и до сих пор ходят легенды. Одной из самых обсуждаемых актрис нашего кино. Она не скрывает, что в свои 74 года переживает вторую молодость и наконец опять чувствует себя счастливой.

Беседовал Андрей Колобаев

СТАЛА АРТИСТКОЙ ЕЩЕ ДО РОЖДЕНИЯ

— Светлана Афанасьевна, скажите честно, вас не огорчает то, что более 40 лет ваше имя ассоциируется в первую очередь с ролью Анны Сергеевны из «Бриллиантовой руки»?
— Это раньше я сильно расстраивалась по этому поводу. Зная свой потенциал, свои работы, которые по разным причинам так и не дошли до широкого зрителя... А сейчас — нет. Я думаю: а пусть кто-то из нынешних звёзд так сыграет эпизод, чтобы он всем запомнился. Чтобы столько людей приходили на твои творческие встречи, и у них сияли глаза. Так что на сегодняшний день эта моя роль служит мне верой и правдой. Недавно иду по улице, ко мне бросается женщина: «Боже, как я рада вас видеть! Как же я вас люблю!» В очередной раз поймала себя на мысли: как здорово, когда тебя любят. Любая артистка может об этом только мечтать!

— В одном из интервью вы сказали, что мама вас готовила в артистки чуть ли не с пелёнок. Неужели?
— Да можно сказать, что даже раньше... Ещё будучи беременной, она говорила папе: «Если родится девочка, назовем Светланой. Представляешь, как красиво будет звучать: «артистка Светлана Светличная»?» Дело в том, что в молодости она сама мечтала стать актрисой, но вышла замуж за военного. Появился на свет мой брат, за ним — я... И то, что я стала актрисой, конечно, большая заслуга моей мамы.

— А что она для этого делала?
— Да всё! Представьте себе: Армения, Ленинакан, где я родилась, и где мы тогда жили. Страна истерзана войной. Голод, разруха... Тем не менее, моя мама (между прочим, донская казачка с дивной фигурой!) даже в такой непростой обстановке оставалась большой модницей и мастерицей — умела создавать свой гардероб фактически из ничего, из подручных материалов. И меня с самого раннего возраста старалась наряжать модно, красиво. Я всегда ходила в ярких бантиках, изящных платьицах с рюшечками, каких ни у кого больше не было. Как после этого не стать артисткой?!

Но ни красавицей, ни уж тем более секс-символом (как везде писали после «Бриллиантовой руки») я себя никогда-никогда не считала и не ощущала. Честно — я не кокетничаю.

— В чем же тогда, по-вашему, изюминка Светланы Светличной?
— Как иногда полушутя говорю в таких случаях: «Просто я чертовски обаятельна, естественна, во мне есть шарм». Кроме того, у меня есть вкус, я всегда умела быть раскрепощённой, не боялась улыбаться. И, так же как мама, всегда могла создать «шедевр одежды» из ничего. Вот мне в мае исполнилось 74 года, но я до сих пор ношу мини-юбки, стараюсь достойно выглядеть. Я ведь актриса и являюсь примером для очень многих женщин моего возраста, которые на себя уже почти плюнули. Может быть, сегодня именно в этом моя миссия?!

БЫЛА УВЕРЕНА, ЧТО У ИВАШОВА РОМАН С ЖАННОЙ ПРОХОРЕНКО

— Это правда, что после окончания школы мама сама купила вам билет на поезд и отправила в Москву — «учиться на артистку»?
— Да, так и сказала: «Собирай чемодан, дочка, и езжай!» И правильно сделала, что настояла, потому что сама я ехать в незнакомую Москву боялась. Особенно когда приехала и узнала, что во ВГИКе конкурс 80 человек на место. Ей-богу, хотела развернуться и тут же уехать домой. Но мне стало стыдно перед мамой, нужно было хотя бы попробовать.

— Но с учебой у вас связаны самые яркие впечатленя?
— Учиться было безумно интересно! Мне нравились все предметы, а больше всего я любила актёрское мастерство и танец. Наш актёрский курс был объединен с режиссёрским. У нас были прекрасные взаимоотношения, уникальная творческая атмосфера! К нам приходили Андрей Тарковский, Василий Шукшин... На нашем курсе учились Андрон Кончаловский, Галина Польских, Валерий Носик.

— И будущий ваш супруг Владимир Ивашов, к тому времени уже признанная суперзвезда практически мирового экрана...
— Они с Жанной Прохоренко пришли к нам на втором курсе. Михаил Ильич Ромм привел их, представил. А все во ВГИКе и так знали, что они снялись в «Балладе о солдате», произведшей фурор на Каннском и Венецианском кинофестивалях. Хорошо помню, как Володя вошёл к нам в аудиторию: в джинсах (которые тогда, пожалуй, на весь Советский Союз имели человек сто), ковбойской шляпе, стройный, длинноногий. И невероятно застенчивый! Он ещё не успел занять свободное место, а девчонки всего курса уже по уши в него влюбились. Конечно, не буду скрывать, он мне тоже сразу понравился, но я виду не показывала. Если честно, думала, что у них с Жанной — роман. К счастью, ошибалась.


— Как же это выяснилось?
— На репетиции спектакля «Казаки» по Льву Толстому по сценарию мы должны были с ним целоваться. Когда Володя меня поцеловал, меня как током ударило. Я вдруг почувствовала, что целует он не героиню спектакля, не актрису и партнершу, а меня — Свету Светличную. То есть по-настоящему! Значит, я ему нравлюсь. А вскоре, провожая меня в общежитие, где я жила, Володя неожиданно признался: «Светка, мне кажется, что я тебя люблю!» Это были, наверное, самые счастливые мгновения в моей жизни. Я была на седьмом небе! Побежала звонить родителям в Мелитополь: «Ма-а-ама! — прокричала в трубку. — Я кажется, скоро выйду замуж!» — «За кого?» — «Смотрите „Балладу о солдате“. Я выхожу замуж за Алёшу Скворцова»!» Родители пошли в кинотеатр, потом мама наказала: «Доченька, скажи точно когда вы приедете, чтобы мы успели приготовить котлеты и самогон».

— Свадьба была шикарная?
— Мы расписались 16 января 1961 года. Отмечали в Мелитополе, на зимних каникулах, и размах нашей свадьбы поразил и Володю, и его семью, и весь наш курс. Особенно то, что на юге Украины было буквально всё: и сало, и мясо, и печёные гуси, и фрукты... Москвичи же привыкли все покупать по 50 граммов, а у нас еда измерялась тазами, вино — бочками. Мы катались на тройках по городу, ходили ряженые.

Молодые, счастливые. Ещё бы — вся жизнь впереди! Правда, потом, когда вернулись в Москву, перебрались к Володиным родителям в 18-метровую комнату в коммуналке! И жили там вшестером. Знаете, как мы спали? (Смеётся.) Стол на ночь мы ставили на бок, и стелили себе на полу. Володина младшая сестра спала за шкафом на сундуке, а мы ложились втроем: я, Володя и его брат Юрка.

— Видимо, тот случай, когда с милым и в шалаше — рай?
— И это не преувеличение! А вот когда на свет появился наш старший сын Алёшка — его в честь Алёши Скворцова назвали — совсем тяжко стало. Спасибо, кинорежиссёр Георгий Наумович Чухрай написал письмо в компетентные органы, в котором упомянул, что артист, сыгравший главную роль в знаменитой военной ленте, живёт в нечеловеческих условиях. Мол, «Ивашова разыскивают иностранные журналисты, а приводить их некуда». Только тогда нам дали отдельную двухкомнатную на 2-й Фрунзенской. Я чуть не плакала от радости. После коммуналки эта квартира казалась мне дворцом.

ГАЙДАЙ, УВИДЕВ МЕНЯ, СКАЗАЛ: «СГОДИТСЯ!»

— Свою первую большую роль — Надю Колчину в фильме Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо» — вы сыграли в 1961 году, ещё студенткой ВГИКа. Какими были ощущения от дебюта?
— Невероятными! Ещё бы — моими партнерами были Николай Рыбников, Евгений Евстигнеев, Олег Жаков. Представляете, маститые какие? И я... Мне доверили роль жены лётчика, которого играл Рыбников. Меня старили, его омолаживали. Но получилась очень хорошая пара. И фильм получился отличный.

— Тем не менее, в 60-е годы режиссёры вас не очень баловали приглашениями. Почему?
— Думаю, причиной невостребованности в советском кинематографе могла быть моя несоветская внешность — ведь я была очень похожа на западных актрис. Зато была чуть ли не самая выездная. В составе разного рода советских делегаций я была в огромном количестве стран — в Мексике, в Чили, во Франции, в Швеции. Объездила практически полмира! При этом самым странным и страшным для меня было то, что я ездила туда в качестве «русской красавицы», как «украшение» этих делегаций, но с чужими картинами. На главные роли-то меня не брали. Снимали других, а мной только хвастались!

Несколько лет назад ко мне подошёл какой-то журналист и сказал: «Светлана, а вы знаете, что Лукино Висконти хотел с вами познакомиться, мечтал вас снимать? Он был просто влюблён в ваши глаза». Я не поверила, и он мне прислал газету с интервью мэтра, где тот действительно об этом рассказывает. А я об этом даже не знала! Оказывается, он увидел меня на каком-то фестивале, прислал через Госкино приглашение. Но ему ответили, что я «чрезвычайно занята на родине, и отпустить меня не могут». Хотя на самом деле я сидела без работы. В общем, мне есть о чём жалеть. Творческая жизнь, как и личная, зависит от каких-то мелочей, от внезапного везения: ты пошёл именно той дорогой и встретил именно того человека. Или не встретил. Многое зависит от удачи. Вот как у меня в «Бриллиантовой руке» случилось с ролью Анны Сергеевны.

— Ваша героиня сразу и намертво вошла в список самых роковых красавиц советского экрана. Как вы туда попали?
— Когда мне позвонили и предложили эту роль, я, честно говоря, удивилась. Но пришла на кинопробу. Гайдай, увидев меня, коротко бросил: «Сгодится». С художником по костюмам мы пошли в костюмерную, подыскать для фотопроб купальник: видимо, хотели посмотреть, не кривые ли у меня ноги. Оказалось, ноги в самый раз, да так, что в фильме меня уже снимали в бикини: по тем временам для целомудренного советского кинематографа страны, где секса не было, случай — беспрецедентный.


— Признайтесь: страшно было?
— А как же?! Представьте себе: что значит сорок лет назад сниматься полуобнажённой в присутствии огромного количества мужчин из съёмочной группы. Плюс народ сбежался из других павильонов: мгновенно прошёл слух, что «сейчас Светличная будет раздеваться». Особенно я занервничала, когда мне предложили сорвать бюстгальтер и бросить его на пол. Дрожала как осиновый листок! И помог мне в этой ситуации Юрий Владимирович Никулин. Он отозвал меня в сторонку и сказал: «Светка, чего ты дрожишь? Ни на кого не смотри, только на меня, я — свой человек. В этой сцене я тебе подыграю». Он так убедительно это произнёс, что все мои страхи мигом улетучились. И можно сказать, вдохновили на все подвиги, которые я насовершала на экране.

— Фильм вышел на экраны, а вы стали знаменитой на всю страну.
— Действительно, я была невероятно популярна, меня узнавали на улицах и в магазинах. Все советские модницы тогда с ума сходили в поисках розового халатика с перламутровыми пуговицами. Меня заваливали письмами с просьбами, чтобы я помогла купить этот халатик!

— А как муж отнесся к этой роли и вашему успеху?
— Самое смешное, что раньше, увидев нас, люди говорили: «Смотрите, Ивашов с женой пошёл». Или восклицали, увидев меня: «Это жена того самого Алёши Скворцова!» А после «Бриллиантовой руки» ситуация кардинально изменилась. Теперь уже у него за спиной стали шептаться: «Смотрите-смотрите, это же муж той самой Светличной!» На самом деле, у нас в семье никакой конкуренции или ревности к творчеству не было и в помине. Мы часто вместе ездили на гастроли, даже объездили вместе пол-Африки, и всегда только радовались успехам друг друга.

— А что вы делали в Африке?
— «Экспортировали» социализм братским народам, крепили дружбу. И я в том числе. Никогда не забуду, как мы с мужем в составе делегации деятелей советской культуры оказались в Мали. И были безумно счастливы — эта страна показалась нам пиком цивилизации. После Гвинеи, где было очень страшно. Как там нас не съели — до сих пор для меня загадка. Говорю это без преувеличения!

ВСЯ ПРАВДА О МОИХ «РОМАНАХ»

— 35 лет супружества — случай редкий в киношной среде. Тем не менее, извините, конечно, но сплетни о ваших многочисленных романах ходят до сих пор. Или это не сплетни?
— Да, я не скрываю — я влюбчивый человек. И ничего в этом предосудительного не вижу! Я считаю, что женщина создана для любви. К тому же я актриса. Мне хотелось блистать, быть в окружении поклонников. И конечно, я была избалована мужским вниманием. И Володя всё знал, я секрета не делала. Однажды Станислав Ростоцкий прямо при нём признался мне в любви. Или я могла сказать Володе: «Знаешь, чтобы хорошо сыграть Габи в «Семнадцати мгновениях», мне надо влюбиться в Славу Тихонова».

— Влюбились?
— (Смеётся). Много лет все меня пытают: «У вас было что-то со Штирлицем или нет?» Я отвечаю: «Это тайна, которую никто не узнает... » Кстати, Володя меня в роли Габи очень любил. И относился к нашей профессии с пониманием, разделял кино и реальную жизнь.

— К числу ваших поклонников причисляют поэта, сценариста Геннадия Шпаликова, Юрия Гагарина...
— Гена Шпаликов в меня был сильно влюблён ещё в институте, до моего замужества, активно ухаживал, восхищался моими глазами и даже сценарий написал, где главная роль предназначалась мне. Но я тогда была не готова к серьёзным отношениям. А Юрий Алексеевич Гагарин был не то что поклонником, он просто симпатизировал мне. Перед поездкой в составе советской делегации в Чили (где я была единственной женщиной!) меня пригласили в ЦК комсомола Украины «на инструктаж», а там оказался и Юрий Алексеевич. После возвращения из Сантьяго нас отправили в один из домов отдыха, и Гагарин тоже поехал. Мы играли в баскетбол, волейбол, прекрасно проводили время. Позже он пригласил нас с Володей к себе в загородный дом. Всё время говорил: «Володя, как тебе повезло, что у тебя такая красавица жена». И мне это очень льстило.


— Раз уж мы заговорили на эту тему. До сих пор ходят слухи, будто на съёмках «Бриллиантовой руки» Андрей Миронов не давал вам прохода...
— Да не было у нас никакого романа! И быть не могло: я работала на площадке всего три дня: один в павильоне и два в Анапе, на натуре. Отснялась и через пару дней уехала. Откуда взяться роману?! Да, Андрюша легко воспламенялся при виде привлекательной женщины, но у него их хватало и без меня — ему мало кто отказывал. Хотя сплетни про нас потом ходили. Да и — самое смешное — что повод был. (Смеётся).

— Ну вот. Значит, всё-таки не бывает дыма без огня...
— После окончания съёмок мы с группой отметили это событие шампанским, я на радостях чуть-чуть перебрала. И мы с Андрюшей пошли купаться на море — отсюда и слухи. Заплыла я достаточно далеко, а было жарко, и мне стало плохо. В результате я едва не утонула, и Миронов меня спас — помог выйти на берег. Я его благодарила, целовала, в ответ он меня целовал... И всё — кроме вот тех поцелуев, ничего у нас не было. А потом меня все спрашивали: «Это правда? Это правда?» Кто-то позже даже написал, что «больше всех Миронов любил Светлану Светличную». Конечно, звучит тоже лестно, но это неправда.

Что бы о нас с Володей не говорили, мы жизни друг без друга не мыслили. В кого бы ни влюблялась я, и кто бы ни влюблялся в меня, Ивашов всегда оставался на первом месте, а остальные мужчины — песчинки в пустыне.

— Вас называли «самой красивой парой отечественного кинематографа». Почему на экране вы почти не встречались?
— Мы никогда не ставили условия, что будем сниматься только вместе. По-серьёзному мы снялись вместе только у Станислава Ростоцкого в «Герое нашего времени». А всего в кино у нас было лишь три общих фильма — ещё «Тётка с фиалками» и «Новые приключения неуловимых». Зато много лет мы проработали на сцене Театра киноактера. У нас была очень интересная совместная работа — «Бесы» по Достоевскому. Я играла Марию Лебядкину, Володя — Ставрогина. Мы сыграли с ним 70 спектаклей, и ни один выход не был похож на другой.

ВОЛОДЯ УМЕР ОТ НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ

— Известно, что после того, как вы вместе оставили Театр киноактёра, ваш муж вынужден был работать на стройке...
— Мы ушли из театра осознанно. Нам сказали, что новых ролей не будет, а те спектакли, в которых мы играли, будут сняты из репертуара. Но мы сделали правильно, что ушли — главной причиной конфликта стала банальная борьба за помещение. Другое дело, что в начале 90-х мы не могли найти работу в Москве. Меня часто спрашивают: как, такой артист — и оказался на стройке?! Да вот так! Кушать было нечего! Чтобы выжить, мы ездили со спектаклем «Стряпуха» по городкам и селам и выступали не за гонорар, а за банку консервов и палку колбасы. А когда стало ещё хуже, Володя пошёл строить ангары, склады. Он специально выезжал из дома в резиновых сапогах, вязаной шапке, телогрейке, чтобы его не узнали. Но его всё равно узнавали, удивлялись... Муж страшно страдал от своей невостребованности, от того, что не может прокормить семью. Из-за того, что в 55 лет, будучи не очень здоровым человеком, он целыми днями таскал кирпичи, подавал шифер, грузил шлакоблоки, у него открылась язва, ему сделали операцию, и он умер в больнице. Мне кажется, он от переживаний умер. Володя не мог без театра, без ролей.

Я всячески старалась ему помочь, не сидела сложа руки. Доходило до того, что хотела податься в дворники — подметать Нескучный сад. Одна знакомая предложила брать у неё три-четыре пары канадских туфель и продавать с рук. Почти каждый день я моталась с коробками, и в день зарабатывала долларов 20, что было неплохим подспорьем. Потом, когда Володи не стало, на специальных курсах обучилась торговле пылесосами.

— Покупателей не удивляло, что пылесосами торгует Светлана Светличная?
— Да ни капельки. Время было сумасшедшее — как будто мир перевернулся! Был период после ухода Володи, когда я убирала квартиру богатого соседа-бизнесмена: следила за чистотой, мыла полы. Причём, сосед поначалу наотрез отказывался, говорил, что я — его кумир. Но пришлось объяснить, что без этого я просто не выживу, и он согласился. Клянусь, в тот момент я даже на секунду не задумалась, унизительно это для заслуженной артистки или нет. И мне, и моему младшему сыну Олежке надо было что-то кушать, во что-то одеваться. Все почему-то думают, что жизнь должна состоять из порханий, радости, богатства, а я пришла к другому выводу: мы посланы сюда для испытаний — и физических, и моральных.

— После смерти мужа вы пережили еще один удар — потеряли младшего сына.
— Я научилась держать удары судьбы. Была бы неверующей — не выдержала бы потерю Олега. Мы были очень близки. Он был очень молодой и очень талантливый мальчик, ему было всего 33. Сейчас я знаю, что Олежку забрал Господь, и так решил меня сделать ещё сильнее.

ВСЁ В ЭТОМ МИРЕ ПОСТРОЕНО НА ЛЮБВИ!

— Предположу, что «возрождение» актрисы Светланы Светличной связано с фильмом «Богиня. Как я полюбила» Ренаты Литвиновой, где вы сыграли необычную, яркую роль. Это так?
— Понимаете, когда актёра начинают забывать, то он начинает увядать, и не только физически. Слава — мимолетна, молниеносна. Некоторые не выдерживают этого, спиваются, сходят с ума. Поэтому я бескрайне благодарна Ренате за то, что в результате этой работы обо мне вновь заговорили как об актрисе.

— И вас вновь начали активно снимать. В прошлом году вы снялись в картине «Девушка и смерть» знаменитого голландца Йоса Стеллинга. Картина о любви?
— Конечно, всё в этом мире построено на любви. Я вообще считаю, что когда человек теряет это чувство, он перестает жить.

— Но, судя по всему, это не про вас...
— Безусловно. Я не скрываю возраст, живу нормальной актёрской жизнью, в окружении поклонников. И мне достаточно узнаваемости и любви. Я имею в виду любви как к актрисе. А то у нас жёлтая пресса сразу напишет. Помню, как-то сказала, что отказалась сниматься потому что в сценарии много текста — не выучу. Моментально вышла статья с заголовком «Светличная теряет память!» (Смеётся).

— Вашей энергии, вкусу к жизни могут позавидовать многие молодые. Как вам это удаётся?
— Каких-то особенных секретов у меня нет. Мне кажется, что очень важен настрой. Есть люди, у которых сложно складывается жизнь, но человек настолько настроен на на любовь, на добро. Всё зависит от силы духа! Вот я могу сказать, что во мне этот дух, видимо, с рождения. Потому что испытаний у меня, может быть, даже поболее, чем у кого-то. Но когда мне плохо, я всегда себе говорю: «Светка, могло быть хуже». Вот прошлой зимой поскользнулась на улице, сломала руку и ногу, но сказала себе: «Могло быть хуже!» А боль была адская, и сердце могло остановиться, потому что был перелом со смещением. Повезло, что прохожие подняли, вызвали скорую. Такая травма — разве не повод расклеиться, плакать с утра до вечера? А меня всю в гипсе на каталке по больнице возили как экспонат. Не как известную актрису, а как пациента с крепким духом. Врачи говорили: «Сейчас мы вас повезём в палату, где все хнычут. Мы вас этим нытикам покажем».

Ещё очень важно — окружение. Я когда попадаю в компанию приятных, трогательных и добрых людей — всё, мне больше ничего не надо. Могу перетерпеть любую боль. Я после этого расцветаю. А всевозможные кремы и притирки — не самое главное. Нужно любить себя. Вот я себя полюбила, может быть, лет десять тому назад. Поэтому, когда меня спрашивают «А кто вам нравится?», я отвечаю: «Мне нравится Светлана Светличная». И добавляю: «Нынешняя». И это вроде бы и шутка, но и правда одновременно.

— Как ни крути, но вы — родом из СССР. Что сегодня вас больше всего приятно удивляет?
— Очень умные дети. Особенно — технически. Они готовы жить в космосе. А я даже не знаю, как работает интернет, у меня его нет, и не будет. Я знаю, как работает чайник, утюг, электроплита и телевизор. Мне достаточно. И то сейчас есть семьи, где отказались от телевизора. Может они и правы. Но я не отказываюсь, потому что хочу иногда посмотреть на себя, на свои интервью, которые раздаю по телеканалам. Хочу посмотреть свои фильмы, ведь некоторые раньше почти не показывали. Например, картину Михаила Калика «Любить». Режиссёру в Советском Союзе не давали нормально работать, можно сказать, его выдавили из страны. И в результате эта лента пролежала на полке двадцать с лишним лет. Да и «Стряпуху»-то долго не баловали показами.

— Ваша визитная карточка — «Бриллиантовая рука». А вам самой какие ваши фильмы больше всего дороги и почему?
— Все! У меня есть только одна картина, которую я не люблю. Она неинтересная! А все остальное... Я дебютировала в пронзительной «Колыбельной» того же Калика. Для меня в первую очередь важно, у кого ты снималась и с кем. Поэтому все эпизоды, которые я сыграла, — барыня в «Отце Сергии», Габи в «Семнадцати мгновениях весны», бортпроводница в «Неподсуден» — очень ценю.

— Лет двадцать назад вы сказали в интервью, что считаете себя «королевой эпизода». Для вас это звучит гордо?
— Конечно! Кто-то меня жалеет, мол, у вас так мало главных ролей. Мне достаточно. Пусть кто-то из нынешних звёзд так сыграет эпизод, чтобы он всем запомнился! Как в той же «Бриллиантовой руке», чтобы пять поколений знали фильм наизусть. Извините, что я чуть-чуть хвалю себя, но уберите оттуда мою Анну Сергеевну, и картина уже будет совсем другой.

— Не зря вам тогда Нонна Викторовна Мордюкова напророчила: «Теперь все мужики...»
— «Будут твоими!» (Смеётся). Знаете, только сейчас становится ясно, почему та или иная картина раньше не прозвучала. Та же «Стряпуха». Помню, когда она вышла, в «Советском экране» появилась издевательская статья под названием — «Драма с ополовником». Критиковали все кому не лень. А сейчас многие, кто меня узнает на улице и признаются в поклонении, говорят: «Я так люблю.» Думаю, сейчас назовут «Бриллиантовую руку», а они называют «Стряпуху». И я знаю почему.

— Почему?
— Потому что все нормальные люди хотят видеть на экране не пособие как убивать, насиловать, воровать, обижать. Ведь кино у нас в этом смысле процентов на 80 — отвратительное. Негатив полный. Вот и пришло время таких фильмов, как «Стряпуха». Добрых, честных, искренних, настоящих.

— У художника Густава Климта есть знаменитая картина «Три возраста женщины». А вы как считаете, сколько возрастов у женщины?
— Думаю, даже не возрастов, а состояний. В моей жизни их было много! Сначала детство, юношество, потом зрелость, мудрость. А сейчас уже — благодарность жизни за всё. Я благодарна за то, что меня жизнь не наказала и не сделали неузнаваемой. Вот новый, 2014-й год я встречала в Тарусе, в доме отдыха. Там было очень интересно, люди веселились, радовались. Но ещё более они были рады, что они видели Светличную живую. И это для меня лучший подарок!

— У вас по-прежнему идеальная фигура. Это гены или вы что-то специально делаете?
— Гены генами, но я держу себя в форме всю жизнь. Лет с 28 была моржихой — по системе Порфирия Иванова ходила босиком, обливалась холодной водой. И до сих пор уверена, что это один из верных способов быть бодрым, не приобретать болезни неизлечимые и не стареть. Я жила на Ленинском проспекте, а там рядом Нескучный сад. Через дорогу перебегала и...

— И по Москве — босиком?
— Конечно! Раньше в любой мороз бегала по Нескучному саду. Был период, когда голодала. Мой рекорд — 18 дней на одной воде.

— Ого! Ради фигуры?
— Да, я худела, но главное было — очистить организм. Кроме того, я всегда занималась спортом. Начиная со школы — играла в волейбол, баскетбол, занималась лёгкой атлетикой, гимнастикой. Плавала как русалка — у меня был третий разряд. А теперь я профессиональная болельщица. Люблю биатлон смотреть, футбол, борьбу, бокс. Выбираю самого симпатичного боксёра и болею за него. (Смеётся).

— Как боретесь с плохим настроением? Есть верное средство?
— Начинаю убирать квартиру, стирать, шить, мыть окна. Или музыку слушаю. Очень помогает. Иногда ставлю диск песен, которые поёт Володя. Его «Русское поле», романсы. Включаю, и он как будто рядом со мной.

— Что вас больше всего расстраивает?
— Жёлтая пресса! Когда пишут неправду.

— Когда в прессе муссировали ваши отношения со стилистом Русланом Татьяниным, вас это расстраивало или веселило?
— Сначала ранило. Как же так? Ничего не было, и быть не могло. Наше поколение, если и влюблялось, то не могла бабушка влюбиться в человека, младше сына своего. Понимаете? Вот Прохор Шаляпин по телевидению заявил: «У меня был роман со Светличной!» Я сама слышала. Потом звонил, извинялся...Это лицо нашего времени, когда для пиара придумывают что угодно и на этом зарабатывают. Это грязно и противно. Ведь есть люди, которые поверили.

— Раз люди верят, в этом тоже можно позитив найти. Значит, классно выглядите!
— Нет, не хочу. Позитив в другом. Лучше влюбиться тогда в дряхлого старика из-за того, что он талантлив и благороден, и за ним ухаживать.

— Вы бы могли влюбиться?
— Точно знаю, что могу. Но если человек захочет продолжить свою жизнь вместе со мной, мне обязательно нужно, чтобы он был талантлив, добр и элегантен. А где вы сейчас такое чудо найдёте? (Улыбается).

— Мечтаете удивить своих поклонников новой ролью в кино?
— Конечно, хочется. Если такой режиссёр, как Йос Стеллинг меня увидит в своей следующей работе, я всё брошу. Помню, во время съёмок фильма «Девушка и смерть» он сказал: «У Светланы великое будущее». Я рассмеялась: «Йос, у меня великое прошлое!» Мне было тогда 72 года. На что он ответил: «Для вас возраст не имеет значения».

Светлана Светличная – всенародно любимая актриса, секс-символ советского кино 60-х годов, родилась армянском городе Ленинакан 15.05.1940 года.

Детство

Раннее детство Светланы пришлось на суровые военные годы. Ее отец был офицером высокого ранга, поэтому семья ни в чем не нуждалась. Но Светлана до сих пор помнит, как отчаянно мать ждала каждого письма с мест дислокации, где во время боевых действий находился ее муж. К счастью, он вернулся живым и невредимым, а вскоре получил новое назначение и перевез семью в Сумскую область.

В юности

Обладая яркой и красивой внешностью, девочка повсюду привлекала к себе внимание, и ей это нравилось. Уже в детском саду она неплохо декламировала стихи и любила выступать перед зрителями. Мама решила развивать ее творческие способности и после переезда в Россию отдала Светлану в детский драмкружок.

Заканчивала среднюю школу девочка уже в Прибалтике – отца снова перевели на новое место. Там она часто принимала участие в школьных концертах и кружках, и ей все говорили, что надо пробовать поступать в театральное.

Удивительно, но при своих внешних данных сама Светлана звездой себя никогда не считала. Возможно, сказалось строгое воспитание отца, считавшего, что девочку украшает скромность.

Начало карьеры

Когда долгожданный аттестат был получен, Светлана немного растерялась. Все вокруг пророчили ей карьеру актрисы, но она не решалась самостоятельно ехать в другой город, зная о том, какие огромные конкурсы в театральные институты. Волевое решение за нее приняли родители. Ей просто купили билет, дали денег на дорогу и посадили в московский поезд.

Привыкшая с детства к переездам, Светлана не растерялась и довольно быстро освоилась в новой обстановке. Она сумела взять себя в руки и начала сдавать экзамены. Справиться с волнением помогло напутствие отца, который сказал, что не страшно проиграть, страшно не попытаться выиграть.

Поэтому она просто делала все, что могла и эта тактика сработала. С первой же попытки девушке удалось попасть в число студентов.

Наставником Светланы оказался талантливейший режиссер Михаил Ромм, который набрал действительно звездный курс. В ее группе учились юная Галина Польских, будущий мэтр кинематографа Андрон Кончаловский, непосредственный и талантливый Владимир Носик. Вся атмосфера была пропитана творчеством и юношескими мечтами.

Света с огромным удовольствием окунулась в этот мир и смогла полностью раскрыться в нем. После первых же месяцев оказалось, что она не только великолепно перевоплощается, но и прекрасно танцует. Очень быстро она стала любимицей Ромма и всего курса, а потом и сама влюбилась…

Работы в кино

На большом экране Светлана дебютировала в 19-летнем возрасте, сыграв в небольшом эпизоде фильма «Колыбельная». Затем, уже после выпуска, ее пригласила сниматься Татьяна Лиознова – мастер лирических фильмов. Свете досталась роль Нины в фильме о летчиках-испытателях «Им покоряется небо». Работа оказалась удачной, и девушку заметили.

В течение нескольких следующих лет ей постоянно доставались небольшие роли. Но она умудрялась отыграть их так, что зрители запоминали ее героинь. Так актриса стала узнаваемой. Но настоящий успех и статус секс-символа актрисе принес короткий эпизод в комедии «Бриллиантовая рука», где она почти полностью разделась, соблазняя главного героя.

Увидев эту работу, отец-генерал просто взбесился и на некоторое время полностью разорвал отношения с дочерью. И лишь через несколько лет им удалось помириться, когда отец остыл, и к нему пришло понимание того, что дочь вошла в историю советского кино, как одна из первых актрис, решившихся на полуэротическую сцену.

Сама Светлана говорит о том, что эта роль не лучшим образом сказалась на ее карьере. Да, на нее буквально посыпались новые предложения, но это было совсем не то, о чем она мечтала. Понимая, что она сильна как характерная актриса, Светлана не хотела играть опять блондинок-пустышек, а ей теперь предлагали только такие экранные образы.

За следующие 10 лет она снялась лишь в нескольких небольших эпизодах и очень страдала по поводу того, что ее карьера не развивается. Учитывая, что в тот период и в личной жизни не все складывалось благополучно, Светлана впала в депрессию. К счастью, на тот момент у нее было уже двое детей и ради них она смогла взять себя в руки.

Не отвыкнуть полностью от работы позволяли редкие спектакли в театре-студии киноактера, в труппе которого числилась Светличная. Но в конце 80-х там произошли огромные сокращения, и актриса полностью оказалась не у дел.

Снова активно сниматься она начала уже в зрелом возрасте и с 2004 по 2009 сыграла шесть небольших ролей. В 2012 она в последний раз появилась на экране в драматической ленте «Девушка и смерть».

Личная жизнь

Большую часть жизни Светлана прожила с первым мужем – актером Владимиром Ивашовым, в которым познакомилась еще во время учебы в театральном. Сначала он был на курс старше, но снимаясь в фильме, ставшем позже культовым, «Баллада о солдате», столько пропустил, что его вынудили остаться на второй год. Так они стали одногруппниками.

Красавец Ивашов, который к тому же уже имел звездный статус, настолько нравился Светлане, что она никогда не решилась бы это проявить. Именно он сделал первый шаг. На одной из репетиций им предстояло поцеловаться по сценарию. Они оба страшно смущались и всячески откладывали этот момент. Но когда поцелуй произошел, Ивашов шепотом признался, что давно любит ее.

С Владимиром Ивашовым и детьми

Меньше чем через полгода они сыграли скромную свадьбу и переехали в коммуналку Ивашовых, где на маленькой площади ютилось семь человек. Там Светлане были не рады. Мать Владимира искренне считала, что он мог найти лучшую партию, а не жениться на провинциалке. А Светлана периодически пыталась отстаивать свои позиции, чем только еще больше усугубляла конфликт.

Когда в семье родился первенец Алеша, они сняли небольшую квартирку и начали жить самостоятельно. Но ее отношения с мужем все больше ухудшались. Ярко вспыхнувшая звезда Ивашева так и не разгорелась – его стали все меньше приглашать сниматься и он довольствовался в основном второстепенными ролями. Зато число его поклонниц не уменьшалось, что страшно бесило его жену.

Никто не знает точно, кто из них изменил первым. Но в конце 60-х в жизни пары начался самый сложный период, который чуть не привел к разрыву. После «Бриллиантовой руки» вся страна в открытую заговорила о романе Светличной с Андреем Мироновым, который всегда отличался любвеобильностью.

В отместку жене Ивашов тоже в открытую начал изменять ей с молодыми актрисами. Тут уже решила остановиться Светлана, хотя до этого конфликты обычно сглаживал муж. После примирения у них родился второй сын. Но трещина в отношениях никуда не исчезла.

Впрочем, супруги оставались вместе до самой смерти Владимира, ушедшего из жизни при обострении язвенной болезни в возрасте 55 лет.

Через много лет Светлана вторично выйдет замуж за молодого барда (разница в 20 лет!) Сергея Сокольского. Он очень красиво ухаживал за ней и совершенно очаровал стареющую актрису.

С Сергеем Сокольским

Но, как оказалось сразу же после свадьбы, его интересовали только ее связи. А когда он понял, что Светлана не будет из кожи вон лезть, продвигая его на эстраде, он просто развернулся и ушел.

Светлана тяжело переживала это предательство. Но тем не менее, сегодня она снова прекрасно выглядит и верит в счастливое завтра. Ее любимым занятием стала йога, она много гуляет, читает и старается не сидеть все время дома. Для своего почтенного возраста выглядит актриса просто великолепно.

Светлана Афанасьевна Светличная (род. 15 мая 1940, Ленинакан, Армянская ССР, СССР) - советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР (1974).

Биография Светланы Светличной

Светлана Афанасьевна Светличная родилась в Ленинакане (сейчас Гюмри) в Армении. Её отец Афанасий Михайлович Светличный в войну служил в СМЕРШе, участвовал в спецоперациях военной разведке, дослужился до подполковника, имел много орденов, семья часто переезжала. Светлана пошла в школу в Ахтырке Сумской области, окончила школу в Советске Калининградской области, в 1958 году отец Светланы ушёл в отставку, и семья поселилась в Мелитополе. В этом же году, во многом благодаря настойчивости матери Марии Фёдоровны Светличной, Светлане удалось поступить во ВГИК, на курс Михаила Ромма.

В 1963 году, после окончания института, она стала актрисой Театра-студии киноактёра.

В кино дебютировала в 1960 году в фильме Михаила Калика «Колыбельная».

Самой запоминающейся ролью Светланы Светличной стала роковая соблазнительница Анна Сергеевна в «Бриллиантовой руке». В этой роли Светличная с юмором воплотила абсолютно новый на тот момент типаж женщины - современной, стильной, сексуально раскрепощённой. Таких героинь в советском кино ещё не было. Кроме того, это была первая в советском кино сцена полуэротического содержания.

Светлана Светличная работала с советскими режиссёрами Григорием Александровым («Скворец и Лира»), Станиславом Ростоцким («Герой нашего времени»), Марленом Хуциевым («Застава Ильича»), Юлием Файтом («Пока фронт в обороне»), Татьяной Лиозновой («Им покоряется небо», «Семнадцать мгновений весны»), Леонидом Гайдаем («Бриллиантовая рука»), Георгием Данелия («Тридцать три»), Эдмондом Кеосаяном («Стряпуха», «Новые приключения неуловимых»), Михаилом Каликом («Колыбельная», «Любить»), Станиславом Говорухиным («Место встречи изменить нельзя»). В российское время ярко проявила себя в режиссёрском кинодебюте Ренаты Литвиновой «Богиня: как я полюбила» и в картине Йоса Стеллинга «Девушка и смерть».

В 1990-е годы Светлана Афанасьевна убирала квартиру у богатого соседа.

28 июня 2005 года подписала «Письмо в поддержку приговора бывшим руководителям „ЮКОСа“». Однако 9 февраля 2011 года актриса заявила корреспонденту Радио Свобода, что это письмо она не подписывала и впервые слышит о своей подписи под ним. Она также добавила, что ей жаль Ходорковского, и назвала его «человеком с большой буквы».

В апреле 2015 года на XXI Российском кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине Светлана Светличная была награждена призом «За преданность кинематографу».


Личная жизнь Светланы Светличной

Личная жизнь Светланы Светличной началась во время студенческой поры. Её возлюбленным стал Владимир Ивашов, который также был студентом ВГИКа. Вскоре влюблённые поженились. В их жизни было всё: и любовь, и измена, и скандал. Несмотря ни на что, они были одной из самых красивых пар в творческом окружении. В браке у супругов родилось двое детей.

После смерти Ивашова наша героиня недолго была одна. Она встречалась с большим количеством самых красивых и харизматичных мужчин советского киноискусства. К примеру, она состояла в отношениях с советским секс-символом – Андреем Мироновым.

Светлана Светличная потеряла голову от любви к Сергею Сокольскому. Но этот союз был несчастливым и вскоре распался.


Семья Светланы Светличной

Семья Светланы Светличной была счастливой. Она воспитывала 4-х детей. У нашей героини были два старших братика, которые были в восторге от своей сестрёнки и защищали её от мальчишек, дразнивших Светланку артисткой. В 13-летнем возрасте девочка стала помогать маме воспитывать младшего братика, которого назвали Олежкой.

Старший брат Светличной недавно умер. Он похоронен на одном из столичных кладбищ. Второй брат живёт в Туле. Младший – любимчик Олежка в течение длительного времени был военнослужащим. В настоящее время он – военный пенсионер, проживающий в пригороде Пензы.

Первые роли

А вот творческая жизнь складывалась успешнее. В кино Светлана Светличная попала еще до брака. Она сыграла эпизодическую роль в повести «Колыбельная» Михаила Калика.

Затем, в 1961 году последовала главная роль в фильме «Им покоряется небо» Татьяны Лиозновой, потом были и другие довольно интересные роли. К примеру, в комедии «Стряпуха» Эдмона Кеосаяна. Там Светличная сыграла Павлину. Далее в балладе «Чистые пруды» актрисе досталась Катя-русалка, в мелодраме «Неподсуден» — стюардесса Вика, а в комедии «Не самый удачный день» — роль мамы. Эти роли сделали из актрисы самую красивую девушку в стране.

Но вот успех пришел к Светлане Светличной после выхода картины «Бриллиантовая рука» Гайдая. Там актриса сыграла в нескольких эпизодах, но их хватило, чтобы Светлана вошла в историю кино как первая актриса, которая показала стриптиз. Кстати, этот эпизод даже вырезался по приказу «сверху».

Фильмы

Первым появлением на экранах Светланы Светличной стала эпизодическая роль в телеповести Михаила Калика «Колыбельная». Также, будучи студенткой, сыграла в фильмах «Воскресение» (роль Катюши Масловой), «Салемский процесс» (Элизабет Проктер) и «Казаки» (Марьянка).

Первой главной ролью актрисы была работа в фильме Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо». В этот период Светлана Светличная исполняет еще несколько довольно интересных ролей. Яркий пример — Павлина в комедии Эдмона Кеосаяна «Стряпуха». После этого актриса исполняет образ Кати-русалки в кино-балладе «Чистые пруды», а потом сыграла стюардессу Викторию в мелодраме «Неподсуден» и маму в комедии «Не самый удачный день». Все эти роли внесли свою лепту в формирование образа Светланы Светличной как самой красивой и сексуальной советской актрисы того времени.

Самой узнаваемой работой талантливой артистки стала «Бриллиантовая рука». И хотя там актриса появилась всего в нескольких эпизодах, этого хватило, чтобы ее запомнили как первую девушку, исполнившую «стриптиз» на советском экране.

В семидесятые годы в карьере актрисы наступает затишье. За этот период она исполняет всего две запомнившиеся телезрителям роли. Одну она сыграла в телесериале «Семнадцать мгновений весны», а вторую — в фильме «Место встречи изменить нельзя». Кроме этих работ в семидесятых были еще несколько, но они либо не вышли в прокат (например, фильм «Держись за облака»), либо оставили у актрисы неприятные впечатления (картины «Когда дрожит земля» и «Корень жизни»).

Восьмидесятые были отмечены в карьере Светланы Афанасьевны как еще менее востребованный период, а в девяностые карьера актрисы и вовсе приостановилась. Большим ударом стал развал «Театра-студии киноактера», когда из 230 артистов были уволены 180.

После тяжелых дней, связанных со смертью мужа и безденежьем, в начале 2000 годов актриса вновь возвращается на экраны. Новыми работами Светланы стал фильм Ренаты Литвиновой «Богиня. Как я полюбила», телесериал «Гаражи» и картина «Куратор». Тогда она очень тщательно выбирала картины, боясь повторить ошибку, которую совершила: согласившись на роль в «Бриллиантовой руке» , Светличная стала заложницей своего персонажа. Ведь после того знаменитого образа артистке фактически была закрыта дорога в такие фильмы, как «Война и мир» или «Анна Каренина».