Анализ стихотворения зеленая прическа есенина. Есенин сергей - зеленая прическа Зеленая березка есенин

«Зелёная причёска» Сергей Есенин

Л.И.Кашиной

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».

Анализ стихотворения Есенина «Зелёная причёска»

Стихотворение «Зеленая прическа» принято датировать августом 1918 года. Есенин посвятил его Лидии Ивановне Кашиной (1886-1937). Она владела имением в Константинове – родном селе поэта. Согласно воспоминаниям сестры Сергея Александровича, поместье отличалось красотой, хотя и было небогатым и относительно маленьким. Его центр – двухэтажный дом из камня – утопал в зелени. На участке росли фруктовые сады, липовые аллеи. Деревенским детишкам имение казалось поистине сказочным. Есенин познакомился с Кашиной до Октябрьской революции. Летом 1917-го он устроил вместе с детьми Лидии Ивановны домашний спектакль, что позволило ему впоследствии чаще бывать в имении. Мать поэта отношениями с барыней была недовольна. В 1918-19 гг. Кашина находилась в Москве. Известно, что Сергей Александрович посещал ее дом, расположенный в Скатертном переулке.

В стихотворении «Зеленая прическа» Есенин использует прием одухотворения природы, широко распространенный в русском фольклоре. В лирике поэта он встречается достаточно часто. Дело в том, что Сергею Александровичу было сложно представить человека вне растительного мира – это одна из характерных особенностей его творческого мироощущения. С помощью вышеназванного приема Есенин добивался сразу двух целей: демонстрировал внутренний мир героя и помогал читателям почувствовать природную красоту, разнообразие ее проявлений. В «Зеленой прическе» поэт несколько отходит от традиций русского народного творчества. Он так сильно очеловечивает мир природы, что одновременно дает два описания – речь идет и о березке, и о девушке. Последние три строфы – монолог дерева. Лирический герой стихотворения слышит рассказ о том, как ночью с березкой расстался пастух, попрощавшись с ней «до новых журавлей». В произведении показано предосеннее, но еще зеленое молодое деревце. Оно настолько уподоблено юной представительнице прекрасного пола, что перед читателями раскрывается вся гамма чувств, связанных с разлукой влюбленных. Рассматриваемый текст полностью строится на принципе «двойного видения». Столь сильное одухотворение природы больше характерно для поздней лирики Есенина. Например, подобный прием можно встретить в стихотворениях «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» и «Слышишь – мчатся сани, слышишь – сани мчатся…».

Сергей Есенин
«Зеленая прическа, ...»

Л.И.Кашиной

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:
"О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
"Прощай, моя голубка,
До новых журавлей".

Читает С.Балашов

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Есенин видит едиными человека и природу и эти миры часто сливаются в его произведениях как нечто общее, даже становится трудным определить грань. Стихотворение Зеленая прическа.. рассказывает о молодой березке, которая сравнивается с образом девушки. На самом деле не совсем понятно о чем идет речь, настолько объединяет эти образы автор, даже название указывает как бы на человеческое существо, но когда мы начинаем чтение, то понимаем – речь идет о березке, которая склонилась над водоемом.

Главным героем помимо самой этой березки-девушки выступает пастух, который также действует в роли влюбленного. Он приходит к березке и тоскует о разлуке, он прощается «до новых журавлей». Мотив расставания звучит довольно мощно и тем самым сильнее объединяет миры природы и человека.

Чувства между молодым деревом и молодым, вероятно, пастухом описываются на грани эротизма, «голые колени», объятья – эти детали говорят о близких отношениях. Понимание отсутствия возможности этих отношений как таковых создает картину удивительного мира и на самом деле дает более полное понимание объединения главных героев, которые являются представителями двух разных миров. Также и рассказчик общается с березкой по-дружески и березка-девушка вторит этому, отвечая: «о любопытный друг..».

Стихотворение написано в 1918 и является во многом предтечей более поздней пейзажной лирики, где человеческий и природный миры еще более объединятся. Наиболее известным стихотворением из того следующего периода является «Клен ты мой опавший..», но есть и другие характерные примеры. В целом, весь этот вектор творческого развития Есенина говорит о зрелости и прогрессе автора в сфере, с которой он фактически начинал поэтический труд.

В лирике Есенина четко прослеживается умение очеловечивать природу, делать природные феномены подобными каким-то элементам человеческого мира и таким образом соединять как бы два смысловых поля: человеческое и природное. Вообще, в культуре принято отделять человека от природы, для человека есть своя, вторая природа – культура. Природа изначальная является человеку во многом чуждым пространством, где он старается устроиться.

Вариант 2

Стихотворение С. Есенина «Зеленая прическа» - это череда вопросов лирического героя, после которых следует ответ собеседника. Слияние двух форм беседы представляют неспешный диалог двух лиц. При этом одним из них является береза. Изображение представителя мира природы в произведении не вызывает удивления. Поэт видит в них родную душу, поэтому доверяет самые сокровенные свои мысли, переживания.

Из обращения к березе в первой строфе появляется четкое представление о времени года, когда происходит разговор: «зеленая прическа», «девическая грудь». Автор незамедлительно придает дереву черты, свойственные человеку. Это его излюбленный способ выражения отношения к явлениям и объектам мира природы. Он одновременно видит в ней и дерево с роскошной зеленой кроной, свисающими грациозно ветвями, которые со стороны хочется причесать: «иль хочешь гребешок». Осторожное признание в любви произносится так искренне и воодушевленно, что читателю это помогает создать образ милой девушки. Неоднократное использование олицетворений являются помощниками в оживлении любого проявления природы: «березка…загляделась», «хочешь гребешок», «за колени обнимал», «луна стелет», «звенит песок».

Вчитываясь в строки стихотворения, возникает чувство легкой грусти («загляделась», «печальный», «слезы лил»). Читатель будто принимает участие в выяснении любовных отношений двух лиц, их признаниях, прощальной речи: «прощай, моя голубка».

Стихотворение «Зеленая прическа» - это глубокие размышления поэта о любви с использованием яркого символа нашей страны – березы. Помимо нее, полную картину переживаний русского человека помогают представить необыкновенные цветовые и звуковые оттенки, которые создают перезвон колоколов: «звон ветвей», «звенит песок», «сияли», «лунный», «сияние зеленей».

Мотив одиночества находит причины грусти в конце текста. Читатель понимает, что проявление печали березы связано с уходящим летом, наступлением осени. Переходя на образ девушки, в воображении выстраивается ряд чувств – любовь, страдания от предстоящей разлуки.

Авторское отношение к любому проявлению окружающего мира одинаково. Он с трепетом и любовью рассматривает каждую деталь родного пейзажа, которая становится для него вдохновением, а каждая строка приобретает напевность. Он замечает тени от луны, усыпанное звездами небо, взгляд березы на воду.

Таким образом, образ церкви с перезвоном колоколов, русская береза, любовь к девушке и природе – это те составляющие, без которых немыслим образ родного края автором.

Анализ стихотворения Зеленая прическа по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Жуковского Невыразимое 9 класс сочинение

    Данная элегия является одной из самых известных работ поэта. В данном произведении поэт освещает проблему, которая постигает многих писателей. Иногда поэт сталкивается с тем, что не может правильно выразить свои мысли

  • Анализ стихотворения Посвящение Гиппиус

    Стихотворение, действительно, посвящено человеку – самому, вероятно, близкому и родному для поэтессы. Впрочем, ни в тексте, ни в названии имя его не обозначено. Для Гиппиус он был соратником, другом, братом…

  • Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе

    Александр Блок - гениальный русский поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, как и другие когда писал любовную лирику по впечатлениям от собственной жизненной любви. Свою любовь он сравнивал

  • Анализ стихотворения Есенина Вот уж вечер. Роса…

    Самые ранние произведения С. Есенина, написанные им в юном возрасте в деревне Константиново, мало известны читателям и поклонникам его творчества. Сам поэт не любил выставлять их на показ, считая баловством.

  • Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим

    Практически все стихотворения Тютчева были посвящены определенным женщинам или музам, в которых он был влюблен. Также и стихотворение О, как убийственно мы любим вышло в свет