Детские сады Монтессори: что и как. Детские сады марии монтессори Режим работы, группы

Детские сады и группы, организованные по принципам метода Монтессори, рассчитаны на детей от двух до семи лет. Группы формируются с учетом склонностей, а не возраста детей. Для занятий используются пособия и материалы, разработанные Марией Монтессори и ее последователями. Пособия развивают мелкую моторику и координацию движений, самостоятельность детей, знакомят с основами счета и родной речи, помогают изучать окружающий мир. Важный принцип метода Монтессори – отсутствие принуждения ребенка к занятиям.

Сколько детей в Монтессори-группе?

Считается, что оптимальное количество - от 15 до 20 человек. Поскольку в одной группе могут быть и малыши, и старшие дошкольники, необходимо, чтобы в каждой группе было достаточно детей всех возрастов.

Отличаются ли дети, посещающие детские сады Монтессори, от своих сверстников?

Ребенок, занимающийся в группе Монтессори, не обязательно более развит, чем его сверстник, посещающий обычный детский сад или воспитывающийся дома. Использование метода Монтессори не ускоряет темп развития ребенка, а помогает ему обрести самостоятельность. Это отражено в девизе системы Монтессори «Помоги мне это сделать самому!» В выборе занятий ребенок абсолютно свободен, может по желанию и в любое время менять вид своей деятельности. Все пособия и материалы Монтессори разработаны с учетом того, чтобы ребенок использовал их без посторонней помощи. Однако, некоторые дети после обучения в Монтессори-группах испытывают определенный психологический дискомфорт в традиционной школе. Происходит это из-за полного отсутствия принуждения в детских центрах Монтессори, из-за того, что дети привыкли сами определять, чем им заниматься. А в обычной школе они вынуждены двигаться строго по программе и выполнять все требования учителя.

Как оборудованы помещения?

Группы Монтессори отличаются наличием большого количества развивающих игр и пособий. Среди всего многообразия Монтессори-материалов есть пособия для тренировки мелкой моторики и овладения навыками самообслуживания: «Шнуровки», «Рамки с застежками», пособия, развивающие аналитические способности и координацию движений: «Коричневая лестница», «Розовая башня», «Красные штанги», «Блоки цилиндров»; пособия для знакомства с основами счета и так далее. Игры и пособия Монтессори, как правило, изготовлены из натуральных материалов, предпочтение отдается дереву. Однако качественные пособия стоят дорого, и некоторые Монтессори-группы комплектуются более дешевыми пластиковыми аналогами.

Как организовано пространство в таких детских садах?

Помещение, где занимаются дети, разделено на пять уголков - жизненной практики, сенсорного развития, математический, языковой и космический. В уголке жизненной практики ребенок получает первые навыки самообслуживания (мытье рук и посуды, стирка, чистка предметов, застегивание пуговиц и т.д.), уголок сенсорного развития предлагает работу с материалами, способствующими развитию всех органов чувств. Математический уголок снабжен пособиями для счета, языковой - для чтения и письма. В космическом уголке малыш изучает окружающий мир, получает первые сведения по физике, химии, биологии и географии. Ребенок сам решает, в какой зоне заниматься.

Каждый ребенок уникален и имеет огромные возможности. Задача родителей – помочь раскрыть способности ребенка. Одной из самых эффективных систем воспитания, позволяющей комплексно развивать ребенка, считается .

В последние годы все больше детских садов работает по методике Монтессори. В чем же ее преимущества?

Итальянский педагог, ученый и психолог Мария Монтессори в начале ХХ века приобрела мировую известность после создания своей системы обучения для маленьких детей. И по сей день, ее педагогика имеет множество сторонников по всему миру.

Суть метода – индивидуальный подход к каждому ребенку. Не обучение, а наблюдение за малышом, который в специальной игровой среде самостоятельно выполняет определенные упражнения.

Учитель не учит, а помогает координировать самостоятельную деятельность ребенка, тем самым подталкивая к самообучению. Технология развивающего обучения в детском саду по методике Монтессори стимулирует саморазвитие ребенка.

Главная задача учителя – создание специальной развивающей среды (или Монтессори-среда), в которой ребенок будет приобретать новые навыки и умения. Поэтому детский сад, работающий по системе Монтессори, как правило, имеет несколько зон, в которых у малыша развиваются различные способности. При этом, каждый элемент Монтессори-среды выполняет свою определенную задачу. Рассмотрим основные составляющие системы.

Зоны Монтессори-среды

Можно выделить следующее зонирование:

  1. Реальная жизнь. Освоение жизненно важных навыков. Развивает крупную и мелкую моторику, учит ребенка сосредотачивать внимание на определенной задаче. Помогает ребенку приобрести навыки самостоятельного рисования, раскрашивания и т.д.
  2. Сенсорное развитие – исследование окружающего пространства, освоение цвета, формы и прочих свойств предметов.
  3. Умственное (математическое, географическое, естественнонаучное и т.д.) развитие помогает развить логику, память и усидчивость.
  4. Двигательные упражнения. Выполнение разнообразных физических упражнений способствует выработке внимания, равновесия и координации движений.

Количество зон в детском саду, работающему по методике Монтессори, варьируются в зависимости от поставленных задач. Могут быть также музыкальные, танцевальные или языковые зоны.

Принципы педагогической программы Монтессори в детском саду
  1. Создание специальной среды с .
  2. Возможность самостоятельного выбора. Дети сами выбирают зону и продолжительность занятий.
  3. Самоконтроль и выявление ошибок самим ребенком.
  4. Выработка и соблюдение определенных правил (убирать за собой, тихо передвигаться по классу и т.д.) помогает постепенной адаптации к правилам общества и приучает к порядку.
  5. Разный возраст учащихся группы помогает выработать чувство взаимопомощи, сотрудничества и ответственности.
  6. Отсутствие классно-урочной системы. Нет парт – только коврики или легкие стулья и столики.
  7. Ребенок – активный участник процесса. Не учитель, а дети помогают и обучают друг друга. Это помогает развивать в детях самостоятельность и уверенность.
Психологические подходы

В детском саду Марии Монтессори отсутствует соревновательность. Ребенка не сравнивают с другими, что позволяет формировать у него позитивную самооценку, уверенность и самодостаточность.

Ребенок и его достижения не оцениваются. Это помогает взращивать независимую, уверенную и объективно оценивающую себя личность.

Чаще всего обучение детей по Монтессори-педагогике можно встретить в частном детском саду, что отражается на достаточно высокой стоимости обучения. Но результат стоит того.

Детский сад, работающий по методике Монтессори – это возможность для ребенка быть самим собой. Малыш в процессе обучения сможет развить в себе такие качества, как самостоятельность, решительность и независимость, которые будут незаменимы в дальнейшей взрослой жизни.

Сегодня многие родители выбирают в качестве основы воспитания своего малыша методику раннего развития . Главная мысль этой системы заключается в том, чтобы ребенок самостоятельно добивался результатов, а главный принцип – в одной единственной фразе «Помоги мне сделать это самому».

Для обучения детей по методике Монтессори существует огромное количество , часть из которых можно с легкостью сделать своими руками. Комплексная система педагогики Монтессори позволяет добиться по-настоящему ошеломительных результатов. С ее помощью даже отстающие детки начинают нагонять своих ровесников и выполнять те задания, которые предназначаются для ребят постарше.

В настоящее время в каждом городе открывается все больше развивающих центров и студий для детей, которые используют методику Марии Монтессори во время занятий со своими воспитанниками. Кроме того, даже детские сады сегодня все чаще обращаются к этой системе.

В каждом детском дошкольном учреждении, которое использует в работе методику Марии Монтессори, должна быть создана определенная игровая среда, попадая в которую ребенок начинает самостоятельно развиваться. Задача родителей и педагогов в этот момент – просто наблюдать, изредка помогая крохе, если он не может что-то сделать в силу возраста и неопытности.

В данной статье мы расскажем вам, как именно применяется методика Марии Монтессори в детском саду, и как осуществляется воспитание детей по этой системе.

Организация Монтессори-среды в детском саду

Технология Монтессори в детском саду предполагает, в первую очередь, разделение всего пространства образовательного учреждения на определенные зоны, в каждой из которых ребенок будет приобретать различные навыки.

В зависимости от площади, помещения детского сада могут быть организованы не все зоны, а только некоторые. Все материалы в обязательном порядке должны быть размещены в пределах досягаемости ребенка и изготовлены из натурального дерева. Между тем, именно комплекс всех необходимых участков дает малышам возможность полноценно и всесторонне развиваться.

Необходимыми зонами Монтессори-среды являются следующие:

  • Зона практической жизни. Здесь ребенок может познать бытовую и практическую часть взрослой жизни – он учится переливать воду из одной емкости в другую, при этом стараясь не проливать; застегивает молнии, завязывает шнурки, приобретая соответствующие навыки самообслуживания. Среди Монтессори-материалов существуют разнообразные шнуровки, которые могут быть использованы для оттачивания полученных навыков. Обыкновенные бытовые предметы также могут помочь.
  • Зона сенсорного развития. На этом участке малыши учатся различать предметы при помощи своих органов чувств. Именно здесь ребенок изучает первые цвета, формы, запахи, начинает понимать, что такое горячо и холодно, определяет предметы по их текстуре.
  • Математическая зона. Даже обыкновенные счеты могут дать дошкольникам первое понятие о математических операциях. Кроме того, методикой Монтессори предусмотрены и другие развивающие пособия, с помощью которых дети познакомятся с числами до четырехзначных.
  • Зона языкового и речевого развития. Как известно, речевой центр маленького ребенка находится на кончиках его пальцев. Именно в этой зоне находятся всевозможные пособия, призванные развивать мелкую моторику рук малышей, что в дальнейшем способствует развитию речи у детей.

Также в детском саду, реализующем программу Марии Монтессори, могут быть организованы и другие зоны развивающих занятий. Одни из них направлены на развитие естественнонаучного восприятия ребенка – зоны ботаники и географии, другие – на стимулирование двигательной и ритмической активности.

Стоит отметить, что методика Монтессори не предполагает соревнования детей между собой. Здесь каждый ребенок самостоятельно добивается успеха и поощрения со стороны воспитателя, что дает ему уверенность в себе и стимул развиваться дальше. Именно поэтому детские сады, использующие в работе известную систему Марии Монтессори, пользуются заслуженным успехом среди молодых родителей.

Многие родители придают огромное значение дошкольному обучению, поэтому выбирая монтессори-сады, важно быть уверенными в профессионализме педагогов. Каталог Orgpage содержит 34 организации, находящихся в Москве. Информация о них сформирована из следующих пунктов:

  • названия;
  • контактные данные (телефон, адрес);
  • предоставляемые услуги в сфере образования;
  • график работы дошкольного заведения.

Для детей выбирают все лучшее, поэтому на нашем ресурсе составляется рейтинг монтессори-садов. Он позволяет найти оптимальную образовательную программу, чтобы получить дополнительное образование, подготовить ребенка к школе, повысить уровень дошкольного образования. Для этого мы собираем отзывы реальных посетителей дошкольных учреждений, на данный момент их 17. Наибольший интерес вызвало учреждение «Детский центр и детский сад "Феникс"», у него 6 оценок. Наши посетители посчитали лучшим «Академия развития», поставив ему самую высокую рейтинговую оценку 5.

Хотите узнать больше о «Академия развития, "Apple Tree Nursery School", "Мир вокруг"» или других учреждениях в Москве? Тогда воспользуйтесь нашим сайтом. Здесь также можно подобрать ближайшие заведения на Керамический проезд, ул. Бойцовая, ул. Окская.