Евгений онегин что такое дружба. А.С.Пушкин

Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совер­шенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило поло­жение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым об­щением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в от­ношении Ленского правильнее сказать, что он был образован). Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к об­щению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой соци­альной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уеди­нение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно об­щаться.

Тем более такое общение необходимо было Владимиру Лен­скому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались сти­хи, их надо было кому-то читать.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особен­ны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом.

Различие Ленского и Онегина было не столь фундаменталь­но, нежели их различие с соседскими помещиками, которые счи­тали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом фор­мальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было доста­точно легко.

(1)

Стоит проследить, как раскрываются в романе взаимоотношения Онегина и Ленского. Вначале Пушкин говорит о том, как непрочны мотивы их дружбы:

Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Представления Ленского о дружбе возвышенны, романтичны. Онегин смотрел на дружбу более трезво и холодно. Но вместе с тем Онегин противопоставляется себялюбивым эгоистам, почитающим «всех нулями, а единицами себя».

Несомненно, Онегин отличал Ленского не только от Петушковых и Буяновых, но и от своих великосветских друзей. Онегин очень скоро постиг особенности натуры Ленского и сумел умно, гуманно подойти к наивному, но благородному юноше.

Афоризм, завершающий раздумья Онегина, обличает в нем человека умного, наблюдательного и гуманного. Но всегда ли следовал Евгений тому, что выражено в этих размышлениях? Остановимся на диалогах Ленского и Онегина. Беседа друзей, начинающая главу, замечательна живой непринужденностью. В каждой реплике Ленского и Онегина видны их характеры. Речь Ленского полна высокопарных эмоций:

Я модный свет ваш ненавижу;
Милее мне домашний круг…

Речь Онегина проста и исполнена ленивой дружеской иронии:
Куда? Уж эти мне поэты!
Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль
Ну что ж? ты едешь: очень жаль. Увидеть мне Филлиду эту. ..

Еще более характерна беседа друзей, возвращающихся от Лариных. Изъявляя свое желание быть представленным Лариным, Онегин мотивировал его тем, что ему хочется «увидеть … Филлиду эту», Т.е. любимую Ленского. Вполне естественно ожидать, что после встречи с ней он заговорит с Ленским о предмете его любви, выскажет свое мнение об Ольге. Конечно, влюбленный поэт не сомневался в том, что мнение это будет благоприятным. И вот друзья остались одни. Но Онегин молчит и зевает. Пенекии сам начинает с ним разговор. В его словах чувствуется беспокойное желание узнать мнение Онегина, хотя прямо задать вопрос об Ольге Владимир не решается. Его смущает рассеянность и некоторая угрюмость друга. Онегин так и не отвечает на скрытый вопрос друга и равнодушно говорит о том, что Владимира меньше всего интересует. В самом порядке предметов, которых касается Онегин, чувствуется холодная рассеянность, пренебрежение к Ольге, к чувствам Ленского и далее любопытная деталь: Онегин начинает все же разговор о сестрах, но первое имя, которое он упоминает, — Татьяна:

Скажи: которая Татьяна?

Но как же так? Онегин поехал для того, чтобы увидеть Ольгу, и даже не заметил, которая из сестер — Ольга, которая Татьяна. Это странно. Но в чем причина этой странности? Может быть, все дело в холодной рассеянности Онегина. Он был представлен во время визита и милой старушке Лариной, и ее дочерям, но не был достаточно внимателен, чтобы запомнить сразу, кого как зовут. Но при этом он отлично разобрался в сравнительных достоинствах сестер Лариных. Может быть, он спрашивает нарочно, чтобы позлить Пенского? Онегину достаточно беглого взгляда, чтобы оценить человека. Но интерес его к людям притуплен, верх постоянно берут рассеянность, холод, скука, хандра. И в состоянии этой хандры он, вряд ли с намерением, скорее просто подчиняясь чувству безотчетного раздражения, жестоко обижает своего восторженного друга.

«Неужто ты влюблен в меньшую?» В чертах у Ольги жизни нет».

Реакция Ленского вполне понятна:
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.
Дальнейшая ссора с Ленским закономерна, она подготовлялась подобными столкновениями и неизбежно должна была вспыхнуть, так как «над любовью робкой, нежной» Онегин до рокового бала у Лариных не раз уже небрежно шутил.
Однако в V главе Пушкин рисует еще одну картину дружеской встречи Ленского и Онегина. В этой сцене всячески подчеркнута их дружба: она проявляется и в том, что Ленский открывает свое сердце перед Онегиным [«разговорился вновь про Ольгу»), и в обращениях Владимира к другу: «милый», «мой друг», «как ты мил».

Беседа Ленского и Онегина протекает в поэтической обстановке, и это подчеркивает прелесть дружеских бесед, душевной близости двух людей. Описание этой последней дружеской встречи Онегина и Ленского особенно подчеркивает трагизм надвигающихся событий. В VI главе автор показывает, что Онегин не выдержал испытания в дружбе, и произносит суд над своим героем. Его месть Ленскому на балу у Лариных — проявление того равнодушного, недоброго отношения к чувствам юноши, которое в менее резкой форме проявлялось уже и ранее.

… но Евгений

Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
«И поделом», — замечает Пушкин.
Бесспорно, Онегина положительно характеризует то, что он способен к тайному суду над самим собой. Его мучит совесть, он обвиняет сам себя, детально разбирает, в чем именно был неправ. И кажется, что вот-вот Онегин бросится к Ленскому и протянет ему руку. Но не тут-то было. Упрекая себя, Онегин уже знает, что он будет стрелять в Ленского. Ни чувства дружбы, ни жалости к юноше, почти ребенку, ни просто мужества у Онегина не хватило. Больше всего его пугает, что «в это дело» вмешался старый дуэлист.

И Пушкин с горестной насмешкой и гневом вынужден признать духовный крах своего «доброго приятеля», не сумевшего стать выше светской черни:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Таким образом, Онегин в угоду этому общественному мнению принимает вызов от друга, которого сам же и оскорбил. Пушкин, говоря о своих героях, называет их по-разному: до начала дуэли: друг, приятель [«Звал друга Ленский на дуэль», «С приятелем стреляюсь я»), Но вот приближается развязка:

Враги стоят, потупя взор.
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?.

Далее автор называет Онегина и Ленского то врагами, то друзьями, как бы подчеркивая этим нелепость, дикость их вражды. Метод сопоставления, контраста, часто используемый Пушкиным в романе, блестяще применен в финале сцены дуэли для раскрытия трагедии «убийцы юного поэта».

Сравним слова, выразительно передающие чувства Онегина: «стиснув пистолет», «сражен», «с содроганьем отходит» с ремаркой «решил сосед», указывающей на полное спокойствие 3арецкого и безразличие по отношению к совершившемуся. Именно это страшное для Онегина восклицание навсегда запомнилось ему потому, что восклицание «старого дуэлиста» заставило Онегина в эту страшную минуту с особенной ясностью понять, что он совершил непоправимое преступление из страха перед такими ничтожествами, как Зарвцкий. И ни странствия по России, ни новые впечатления, ни любовь к Татьяне — ничто не помогло Онегину забыть убитого поэта.

Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совер­шенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило поло­жение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым об­щением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в от­ношении Ленского правильнее сказать, что он был образован). Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к об­щению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой соци­альной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уеди­нение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно об­щаться.

Тем более такое общение необходимо было Владимиру Лен­скому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались сти­хи, их надо было кому-то читать.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особен­ны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом.

Различие Ленского и Онегина было не столь фундаменталь­но, нежели их различие с соседскими помещиками, которые счи­тали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом фор­мальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было доста­точно легко.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения (317)

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения (255)

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение (264)

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ (260)

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (221)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде (231)

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (228)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее...

В своем романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин создал двух персонажей, образы которых полностью противоположны друг другу, но при этом схожи. Эти персонажи - Владимир Ленский и Евгений Онегин, именем которого названо произведение.

Для составления характеристики их взаимоотношений друг с другом необходимо проанализировать личность каждого из этих людей.

Вконтакте

Личности Онегина и Ленского

Онегин

Евгений - человек светский. Получил стандартное для того времени образование, подобающее аристократу, но есть то, чему его учителя забыли или не захотели научить - моральным устоям. Уже повзрослевшего Онегина часто можно было застать на балу или за просмотром какой-нибудь театральной постановки. Однако несмотря на его тесное общение с обществом, Онегин не чувствует себя его частью. Он ассоциален и не испытывает к людям никаких эмоций. Узнав о болезни своего дяди, Евгений кажется опечален, однако он нехотя навещает своего родственника, тем самым показывая свое равнодушние даже по отношению к близким людям.

Персонаж постоянно купался в женском внимании, что впоследствии начало вызывать у него чувство отвращения, которое не позволило Евгению сразу увидеть в Татьяне нечто новое и дать ход чувствам. Пушкин называл своего персонажа продуктом современного на тот момент общества. В своих строках, поэт сравнивает этого персонажа со льдом.

Ленский

Владимир Ленский - антипод Евгения. Он сразу представляется как жизнерадостный юноша, верящий в триумф добра в этом мире. Кроме веселого нрава, Владимир имеет развитый ум и преуспевает в литературе и философии, в том числе зарубежной. Однако он является белой в вороной в аристократическом обществе. Ему не интересны ни богатеи, ни темы, которые они обычно обсуждают: деньги, родина и прочее. Возможно именно эта обособленность от общества впоследствии сыграет свою роль и приведет к дружбе между ним и Евгением.

В отличие от своего друга юный поэт открыта к сочувствию и добру ко всему живому, что сочетается с еще одной особенностью его характера - крепким внутренним стержнем, на котором крепятся всего его убеждения. В своих строках, Александр Сергеевич сравнивает его с пламенем.

Схожесть в характерах

Характеры данных персонажей разительно отличаются между собой. Так почему же они сблизились? Ниже можно увидеть основные черты их характеров и положения в обществе, так или иначе сближающие их.

  • Они оба являются своеобразными изгоями.
  • Испытывают скуку в окружении людей их статуса.
  • Были образованы.
  • Имели интерес к литературе и философии, что впоследствии приведет к долгим беседам между ними.
  • У обоих есть свой внутренний стержень.

Отличия характеров

Ни один человек не может быть схож во всем с другим. Эти два персонажа Пушкина А. С. не исключение. Ниже представлены их отличия друг от друга.

  • Взгляды на мир.
  • Мораль.
  • Мстительность Евгения и наивность Владимира.
  • Интеллект. Хоть обоих нельзя назвать дураками, но Владимир скорее хорошо образован, чем умен.

Отношения Онегина и Ленского

Дружба двух противоположностей возникла случайно, «от делать нечего». Характеры, ценности, жизненный опыт - все это было совершенно разными в большинстве аспектов, однако у судьбы были другие планы на этих двоих. Встретившись при других условиях, дружба Онегина и Ленского не состоялась бы. Едва ли они обратили бы друг на друга внимание . Вынужденные терпеть навязчивое общество соседей в селькой глуши, Евгений и Ленский сблизились . Юному Владимиру было приятно общество и он всем сердцем хотел подружиться с этим человеком.

Поэт горячо делился с новым другом своими мыслями и мировозрением. Евгений был идеальным слушателем для Ленского, так как он преимущественно слушал, изредка задавая вопросы, но исключительно по делу. Юному поэту было приятно общество и он всей душой хотел подружиться с этим человеком.

Однако несмотря на вышеперечисленное, трудно назвать Онегина и Ленского настоящими друзьями до гроба.

Их связывал случай и не более. В конце концов ни один друг не убьет другого. Между ними произошел конфликт, который повлек за собой дуэль, а как следствие - смерть Ленского. Причина конфликта пустяковая - Владимир уговорил Евгения пойти на именины Татьяны, где и произошли события, повлекшие за собой дуэль.

Желая отомстить поэту, за пребывание в скучном обществе семейства Лариных, Евгений начал всячески смущать Ольгу - возлюбленную Владимира, одаривая ее комплиментами и танцуя лишь с ней. Своими действиями он заставлял нервничать и другую личность - Татьяну, влюбленную в Евгения.

Оскорбленный таким поведением Ольги и Онегина, которого он считал другом, поэт вызвал последнего на дуэль. Незадолго до нее, Ленский осознал всю пустяковость их конфликта . Перед своей кончиной он надеялся, что Онегин не выстрелит, но он все-таки выстрелил, поставив жирную точку в этой истории.

В конечном итоге Евгений тоже пострадал, хоть его раны и не были материальны. Разбитое сердце восстановится, однако жизнь уже не вернуть.

Тема "Что такое вражда?".
Литературные произведения, использованные в аргументации:
- роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин ";
- роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка ".

Введение.

Что же такое вражда? Мне кажется, это плохое отношение людей друг к другу, нежелание или невозможность пойти на компромисс для примирения. Вражда бывает разная: начиная от мелких ссор, зависти и неприязни, заканчивая кровной местью, ненавистью и даже убийством своего неприятеля.

Для возникновения вражды иногда и не нужны серьёзные причины. Может произойти мелкая ссора, возникнет недопонимание - и все, люди уже враги на целую жизнь. Иногда причины конфликта серьезные. Это может быть борьба между мужчинами за любовь женщины, радикально разные взгляды на мир между политическими деятелями и так далее.

Мне кажется, самые худшие враги - это люди, которые раньше были друзьями. Ведь, зная всё друг о друге, они могут сознательно давить на больные места бывшего товарища, использовать его тайны в подлых целях.

Аргумент.

Примером серьёзной вражды, начавшейся из-за глупости и недопонимания, служит роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Онегин и Ленский - люди, на первый взгляд, разные становятся друзьями. Ленский влюблён в Ольгу Ларину. На именинах в честь её сестры Татьяны Евгений пребывает в плохом расположении духа. Назло своему другу Онегин несколько раз приглашает Ольгу на танец. Ленский, по молодости своей, из-за подступившей ревности не видит другого выхода, кроме как вызвать на дуэль своего уже бывшего друга. Поединок заканчивается смертью Ленского. Из данного примера мы видим, из-за наших глупых поступков и недопонимания люди, ладившие друг с другом, становятся врагами.

Иногда вражда случается потому, что один человек настолько подлый сам по себе, что просто не способен на дружбу. Такого героя можно найти на страницах романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Поначалу Алексей Швабрин и Пётр Гринёв дружили. Ранее Швабрин сватался к девушке Марии, но получил отказ. Узнав, что Гринёву тоже небезразлична Маша, Алексей стал наговаривать на девушку. Не выдержав такого отношения к своей возлюбленной, Пётр вызывает Швабрина на дуэль. К счастью, поединок окончился лёгким ранением Гринёва, но о продолжении дружбы после таких событий не может быть и речь. Более того, позднее, Швабрин оклеветал Гринёва, сказав, что тот перешёл на сторону Пугачёва, хотя являлся предателем сам.

Заключение.

Мне кажется, вражда исходит из-за несовпадения во взглядах, ведь в соответствии с ними, люди обычно и совершают свои поступки. В любом случае, конфликт всегда приносит много несчастья. Так что, как говорил знаменитый герой мультфильма Кот Леопольд: "Давайте жить дружно!".