Наблюдение за своими мыслями со стороны. Альтернатива: наблюдение за мыслями и дистанцирование от них

Возможно какое-то время назад вы обучились медитации и ощутили ее удивительный эффект на себе. И теперь вы хотите рассказать о том, как медитировать, своим друзья, родственникам. В этой статье я расскажу, о чем не следует говорить начинающим медитаторам и о самых распространенных ошибках учителей медитации.

Может быть, вы занимаетесь практикой сугубо самостоятельно, но у вас возникли проблемы и неразрешимые вопросы. Возможно вы следуете неточным инструкциям или сами такие инструкции формулируете. Или же вы профессионально обучаете людей медитации и замечаете, что многие ваши ученики иногда вас не понимают. Надеюсь, эта статья будет полезна, как учителям, так и ученикам в медитации, так как она рассмотрит типичные неточности в популярных инструкциях по медитации.

Почему неправильно говорить «наблюдайте за мыслями со стороны» или «концентрируйтесь на дыхании» . Почему обучать медитации бесплатно правильно? И почему обучать медитации за деньги тоже правильно? Ответы дальше.

Я люблю говорить, что медитация – это просто и сложно одновременно. Это просто потому, что описание правильной техники можно уместить в одно предложение. А тяжело это по той причине, что принципы, лежащие в основе практики, противоречат привычным для нас схемам мышления, восприятия и поведения. Поэтому многие люди не сразу улавливают эти принципы, и им требуется время, чтобы обучиться медитации и уловить ее суть.

Конечно же, в этом процессе значительную роль играет тот, кто обучает людей, учитель. Чем яснее, четче и понятнее он передает свои знания ученикам, тем выше вероятность того, что последние будут использовать медитацию правильно, не забросят практику через несколько месяцев, интегрируют ее принципы в повседневную жизнь и встретятся с удивительными жизненными метаморфозами, как это сделало уже множество людей, которые давно медитируют регулярно.

Но тот факт, что медитация и сложно, и просто относится не только к тому, чтобы ей обучиться. Но и к тому, чтобы ей обучать. Для этого не всегда достаточно самостоятельно усвоить базовые аспекты медитации. Необходимо облечь собственный опыт в понятные и нужные инструкции, которые не будут вызывать путаницы в умах людей. И этот навык не всегда приходит сразу. Иногда приходится пройти путь ошибок, наступить на некоторые грабли. Это позволяет понять, что именно нужно говорить людям о технике медитации, чтобы они могли извлечь из нее максимальную пользу.

Я начал медитировать примерно в 2011 году. С тех пор я опробовал множество различных техник и вносил усовершенствования в свою основную технику. Тем не менее, основные принципы моей медитации не претерпели кардинального изменения. То есть именно технически, моя нынешняя медитация дома мало чем отличается от того, как я начинал практиковать медитацию 5 лет назад в пригородных электричках по дороге с работы, чтобы избавиться от депрессии и тревоги. Хотя изменения в качестве медитации, конечно произошли с того времени.

Но, несмотря на это, моя статья претерпела множественные редакций: я удалял целые абзацы, добавлял новые, изменял структуру, термины, способы объяснения. Да, моя техника не претерпела сильных изменений, но вот способы передавать ее окружающим не остались прежними. Я продолжаю их совершенствовать, основываясь на своем опыте обучения людей медитации и на обратной связи, которую получаю в комментариях. Я все больше отдаю себе отчет в том, какой это тонкий и деликатный процесс — учить. И в ходе этого процесса мне приходилось наступать на некоторые грабли, которые я и собираюсь озвучить в этой статье. Я прочитал очень много инструкций по медитации, как на русском, так и на английском языках и сделал вывод, что определенные ошибки, «грабли» в обучении людей являются типичными и общими для учителей медитации.

Я продолжаю совершенствовать как свои навыки медитации, так и навыки обучения. Я активно читаю и смотрю на работу других учителей медитации и стараюсь учиться новым подходам к передаче практики. Но, возможно, и мой опыт тоже кому-то пригодиться и поможет избежать непонимания.

Прежде чем переходить к самим «граблям», поясню, что в задачу этой статьи не входит критика или обзор различной «шизотерики» , возникшей около медитации. Я не буду обсуждать всякие «медитации привлечения богатства» и прочую муть. Предмет данного небольшого исследования – это нормальные инструкции по нормальной медитации (как практике развития осознанности), написанные нормальными людьми, которые, тем не менее, содержат некоторые неточности.

Грабли 1 – «Наблюдаем за мыслями со стороны»

«Вы закрываете глаза и стараетесь сосредоточиться на дыхании. Вам в голову могут приходить разные мысли, но вы не следуете за ними, вы просто спокойно наблюдаете за ними со стороны. Правда, не так сложно?»
~Инструкция по медитации в одном глянцевом издании

Действительно, нет ничего проще! Я наблюдаю за мыслями со стороны вообще каждый день! Да все это умеют! Вы думаете охранник в вашем офисе целыми днями плюет в потолок? Нет, он наблюдает свои мысли со стороны! Этим и объясняется его безмятежность, которую иной человек несправедливо обзовет ленью.
Я конечно шучу. Все не так=)

Большинство людей, после того как прочитают эту инструкцию и попробуют медитировать согласно ей, увидят, что все время медитации они находятся строго в одном из двух состояний:

  • Они наблюдают ощущения при дыхании (или любой другой объект медитации)
  • Они гуляют в своих мыслях

И всю медитацию они только переключаются между этими двумя режимами, неосознанно переходя из первого во второй и осознанно возвращаясь в первый.

Обещанного «наблюдения за мыслями со стороны» не возникает. И тогда, конечно же, человек начинает думать, что он медитирует неправильно. В лучшем случае он задаст вопрос или найдет уточняющую информацию самостоятельно. В худшем, он решит, что медитировать у него не получается, медитация не для него и бросит практику.
В свое время я получил массу комментариев с такими вопросами и перестал их получать только тогда, когда решил не делать такой большой акцент на наблюдении мыслей и выразить эту формулировку более деликатно.

«Не совсем правильно говорить: «закройте глаза и наблюдайте мысли эмоции со стороны»»

Заметьте, я не пишу о том, что решил отказаться от нее. Почему? Дело в том, что подобную инструкцию учителя медитации пишут не из злого умысла, чтобы всех запутать. Более того, в ней есть определенный толк. Она демонстрирует разительное отличие медитации от нашего повседневного опыта (то есть та «сложность» практики, о которой я говорил в начале).

Благодаря практике человек начинает понимать, что ему не обязательно быть непосредственным участником своих эмоций или мыслей. Мысли как будто рождаются произвольно. Это просто хаотичная работа нашего ума. Практика демонстрирует, что мы не должны каждый раз следовать за всякой мыслью (мысль об обиде, несуществующей опасности, мысль закурить сигарету после обещания бросить курить, я имею в виду любую мысль!).

Мы не обязаны себя с мыслями отождествлять. Согласитесь, это совсем не соответствует нашей привычке идти на поводу у каждого мысленного импульса, пребывая в уверенности, что наш ум – это мы. Практика дает возможность выбирать, каким мыслям и побуждениям подчиняться, а каким не давать ходу. Мысли, эмоции и желания перестают быть для нас приказами, обязательными для выполнения, они превращаются в предложения, которые мы можем рассмотреть и затем либо отбросить, либо принять. Это опосредованный контроль ума, который делает нас свободными и гибкими в жизни.

В основе этого контроля лежит определенный навык. Его мы развиваем во время медитации. Это навык не реагировать на эмоции, мысли или желания, возвращая свое внимание обратно на объект концентрации. И иногда в ходе этого процесса, когда у нас уже стабилизировалась концентрация, когда ум достаточно успокоился, получается так, что мы наблюдаем свои эмоции как бы со стороны. Мы ничего с ними не делаем: ни развиваем, ни подавляем, мы просто замечаем, как они приходят и уходят.

Но если принцип наблюдения эмоций еще можно как-то осмыслить умом, особенно после первых опытов медитации, то с наблюдением мыслей все обстоит сложнее. В центре , в котором проходило мое обучение медитации, я задал вопрос опытному преподавателю. «Возможно ли наблюдать со стороны то, как в нашем уме разворачиваются целые концепции и идеи?»

Он ответил: «конечно нет!». Дело в том, что когда мы наблюдаем за своим умом, мы уже используем часть «процессорной памяти», которая обычно участвует в размышлении. Другими словами, наблюдаем мы отчасти тем же, чем мы думаем. Поэтому, естественно, невозможно выстраивать в голове целые идеи и наблюдать со стороны за тем, как происходит развитие мысленных концепций. То есть «наблюдение за мыслями» не следует понимать совсем буквально. Тем не менее, это наблюдение в какой-то мере осуществимо, и я опишу, исходя из своего опыта, как это может выглядеть.

Иногда во время медитации, после того, как прошли первые минуты хаотичного блуждания ума, и сознание обрело относительное спокойствие, приходят мысли. Ум, повинуясь своей привычке, начинает за них цепляться. Но в силу того, что пробуждается осознанность, мы тут же замечаем это «цепляение» и не даем уму следовать за мыслями до конца. И как раз спустя мгновение после того, как ум едва-едва успел уцепиться за мысль, а мы это быстро заметили и перевели внимание на наблюдение, тогда мы можем наблюдать «хвостики» мыслей (подобно хвостам метеоров, мгновенно сгорающим в атмосфере). Мы уже не обдумываем мысль, но она все еще «катиться» пару мгновений по инерции. И этот процесс мы способны наблюдать. Это только мой опыт. Возможно, у более продвинутых медитаторов все происходит как-то по-другому.

(Кстати говоря, учитель по медитации из центра Тушита говорил, что у нас не получается наблюдать за мыслями и эмоциями еще потому, что мы слишком стараемся концентрироваться, используя всю «процессорную память» в наблюдении. Поэтому внимание во время медитации должно быть стабильным, но расслабленным и мягким.)

Здесь важно увидеть, что это происходит само собой, когда наш внимание сфокусировано и ум спокойный. Это является неким продуктом медитации, но ни в коем случае не ее техническим условием. Не совсем правильно говорить: «закройте глаза и наблюдайте мысли эмоции со стороны» . Потому что это придет, когда ум успокоится. А ум успокоится, когда мы будем удерживать внимание на ощущениях, которые возникают при дыхании, возвращая внимание к ним, как только замечаем, что оно отвлеклось. Последнее предложение и есть инструкция по медитации. Только это нужно выполнять, что уже гарантирует то, что вы все делаете правильно.

А наблюдение за эмоциями придет само. Или не придет. Если не приходит, то это тоже нормально. Вы не должны думать: «пришло это или нет, а вот сейчас я наблюдаю или нет» . Какая ваша единственная задача? Удерживать внимание на ощущениях, которые возникают при дыхании… дальше вы знаете. Что при этом придет, какие эмоции «вылезут», то придет и «вылезет». А что не придет и не «вылезет», то не придет и не «вылезет». Вот и все.

Действительно, наблюдение за мыслями и эмоциями возможно, по крайней мере, в какой-то степени. И данная формулировка демонстрирует отличие медитации от привычного образа мышления и реакции, отражая, отчасти ее суть. Поэтому она может быть в инструкциях по практике, но лишь в мягкой и пояснительной форме, а не в виде конкретной инструкции или, тем более, цели медитации.

Наблюдать эмоции или наблюдать дыхание? Что правильно?

Прежде чем переходить к следующим «граблям», мне хотелось бы кратко коснуться аспекта, который опять же связан с наблюдением за эмоциями. Во многих инструкциях по медитации сказано: «когда приходит эмоция, не подавляйте ее, не оценивайте, а просто наблюдайте» . А в другом абзаце может быть написано: «ваша задача, наблюдать за дыханием» . Соответственно у многих людей возникает вопрос: если приходит какое-то чувство, что нужно делать, наблюдать за ним со стороны или следить за дыханием?

Я считаю, можно делать и то и другое, оба подхода будут правильными. Есть техники медитации, которые строго регламентируют наблюдать за дыханием на всем протяжении медитации. Но, на мой взгляд, иногда при возникновении сильной эмоции, которая мешает сосредоточиться, имеет смысл «пронаблюдать» ее со стороны. Это может способствовать тому, что ум будет меньше отвлекаться на нее и она исчезнет. И тогда уже можно вернуться к дыханию. Это вопрос исключительно практики, каждый должен попробовать и тот и другой подход и понять, что больше подходит ему.

Грабли 2 – Наблюдаем за дыханием

Такую формулировку можно встретить во многих инструкциях по медитации. Она, в принципе, является верной, но сама фраза «наблюдать за дыханием» несет не так много конкретики. Часть людей ее интуитивно понимают верно и начинают осознавать ощущения в ноздрях, в груди и животе, которые появляются, когда воздух входит в наше тело и покидает его. Но другие не понимают, что значит «наблюдать дыхание». Некоторые начинают обращать внимание на звук, который сопровождает вдох и выдох, другие визуализируют процесс попадания кислорода в легкие, затем в кровь.

В общем, каждый воспринимает это по-своему. И скорее всего проблема в формулировке, а не в людях.

Поэтому важно конкретизировать, что именно мы наблюдаем. «Дыхание» — это слишком абстрактно. В той технике медитации, которой я обучаю людей (не только я, и многие другие), мы наблюдаем ощущения в определенных участках тела, которые возникают при дыхании. В каких конкретно участках? Все зависит от ваших личных особенностей. Я предпочитаю концентрацию именно на ощущениях при дыхании другим видам объектов внимания (свеча, мантра, звук и т.д.), потому что такой вид концентрации достаточно гибкий и его можно подстраивать под индивидуальные нужды.

Людям, которые засыпают во время медитации, (а также тем, кто страдает от ) рекомендуется осознавать ощущения в ноздрях. Тем, чей ум постоянно отвлекается, больше подойдет концентрироваться на чувствах вдоха и выдоха, которые возникают в животе благодаря движению диафрагмы. А для тех, кто не может расслабиться, будет лучше осознавать ощущения дыхания во всем теле: от ноздрей до живота. Почему так, я объяснял в статье «как правильно медитировать». Здесь больше на этом останавливаться не буду.

Грабли 3 – «Во время медитации вы будете чувствовать то, ощущать это…»

Мне попадались инструкции в которых было написано: «если вы все делаете правильно, то ваше дыхание замедлится, вы почувствуете покой и расслабление».

Конечно, это формирует неправильные ожидания. Многие люди, (как, например, я) часто сталкиваются с тем, что медитация вовсе не всегда приносит приятные ощущения . И тело может реагировать по-разному: у кого-то «прорвутся» скрытые страхи, и из-за волнения сердцебиение и дыхание ускорятся.

«Более того, я считаю, что медитации, во время которых проявляются страх, гнев и другие негативные эмоции, бывают даже более плодотворными, чем «спокойные» медитации».

Я продолжаю повторять, что принцип медитации идет в разрез с нашими привычками. Когда я обучаю медитации тех людей, которые слышат о ней впервые, я часто вижу, как гаснет интерес в их глазах, если я говорю о том, что смысл медитации не в том, чтобы получить мгновенные приятные переживания или интересный опыт, а что медитация это тренировка ума, которой нужно заниматься ежедневно
.
Мы привыкли стремиться к приятным ощущениям и избегать неприятные. Более того, мы привыкли возводить наши чувства в ранг мерила «правильности» того, что мы делаем.
Иногда я получаю комментарии из разряда: «Ура, у меня получилось! Я медитировал и почувствовал радость/эйфорию/единение с космическим пространством. Буду дальше заниматься!»

Если вы хотите овладеть медитицией, тогда вам необходимо перестать оценивать практику исходя из того, что вы во время нее испытали. Это не имеет большого значения.

Но привычка привязываться к ощущениям настолько сильна в людях, что они продолжают ей следовать во время медитации, даже, когда им подробно объяснишь, что суть практики состоит в противоположном: принимать любые ощущения, какими бы они ни были. Не пытаться «вызвать» приятные эмоции или подавить неприятные, а принимать. Что уж говорить об инструкциях, которые делают чрезмерный акцент на том, что мы якобы «должны» почувствовать.

«Пришла радость – хорошо. Пришло чувство покоя – хорошо. Пришел страх – хорошо. Пришла депрессия, грусть – хорошо.»

Есть инструкции, которые не являются такими радикальными, как та формулировка, что я вынес в начало этого пункта. Тем не менее, стоит лишь неосторожно написать, что: «во время медитации замедляется дыхание, запускается парасимпатическая нервная система, способствуя глубокому расслаблению» , как сотни людей начнут думать, что они медитируют неправильно, в тех случаях, если они не наблюдают таких ощущений или когда они ощущают страх, тревогу или боль.

Не спорю, ощущения покоя и расслабления имеют место быть. И в общем и целом, можно сказать, что действительно, даже единственный сеанс медитации может оказать глубокий успокаивающий эффект на ваши тело и ум. Но это будет происходить не каждый раз. Более того, я считаю, что медитации, во время которых проявляются страх, гнев и другие негативные эмоции, бывают даже более плодотворными, чем «спокойные» медитации. Потому что во время таких сеансов деструктивные, подавленные эмоции находят свой выход.

Важно всегда делать акцент на том, что во время медитации практикующий может испытывать любые ощущения . И часто они не значат ровно ничего в контексте оценки правильности и качества выполнения медитации. Пришла радость – хорошо. Пришло чувство покоя – хорошо. Пришел страх – хорошо. Пришла депрессия, грусть – хорошо.

Как правило, если кого-то не предупредить о том, что не верно оценивать свою практику исходя из ощущений, то такой человек прекратит ей заниматься, когда эти чувства исчезнут. А они исчезнут. Может быть на время, но пропадут. Потому что все наши чувства временные.

О том, как маленькие ручейки превращаются в большой поток

Обучение медитации – тонкий процесс, требующий особенного подхода. Я внимательно наблюдаю за деятельностью моих отечественных и западных коллег, стараясь научиться у них как можно большему.

«…я отдаю себе отчет в том, что разным людям нужны разные инструкции… Какие-то люди с удовольствием приступят к практике, если им расскажут о просветлении и работе чакр, им не интересно то, что говорит наука. И это нормально».

И вижу, как важно в этом процессе соблюдать баланс между тем, чтобы заинтересовать людей и тем, чтобы не вызвать нереалистичных ожиданий. Например, выкладки из научных исследований, доказывающих эффективность практики, вкупе с восторженными , чью жизнь медитация изменила, служат для всех хорошую службу, они побуждают широкие слои общества к технике. Но без адекватной и информации о том, как применять эти методы на практике, чего стоит ждать, а чего не стоит, многие люди могут бросить медитировать, когда после нескольких недель занятий они не обнаружат исчезновения всех проблем и страхов. В своих статьях я стараюсь постоянно повторять, что медитация – это инструмент, а не самоцель. И если аспекты практики не применять в своей повседневной жизни, то толка (а главное понимания для чего это нужно и, как следствие, мотивации) будет немного.

Жесткое следование списку формальных правил медитации оберегает учителей от ненужной самодеятельности и частного произвола, как это происходит в крупных центрах медитации. Но этот же фактор может сформировать отсутствие гибкости в объяснении техники, что в некоторых организациях может переходить в ранг какого-то . Поэтому и здесь тоже будет полезно соблюдать баланс.

Я и сейчас могу мягко критиковать некоторые подходы к обучению медитации. Но при этом я отдаю себе отчет в том, что разным людям нужны разные инструкции. Раньше мне казалось, что многие способы обучать людей медитации, которые отличались от моего подхода, неправильные. Но со временем я смягчил свое отношение к ним.

Люди отличаются друг от друга. Кому-то ближе мой «рациональный» подход к практике, как к упражнению по развитию внимания, осознанности, интеллекта, способа избавления от и . Другим же это будет не интересно. Зато они с удовольствием приступят к практике, если им расскажут о просветлении и работе чакр. Им не интересно то, что говорит наука. И это нормально.

Кто-то ни за что не будет обучаться медитации за деньги, веря в то, что такое знание должно быть только «бесплатным». И такие люди найдут соответствующие организации. А другой человек, наоборот, скорее поверит в то, что, если он не заплатит за обучение, то не получит эффект. И таких людей тоже не мало, в основном, это состоятельные люди, убежденные в том, что «бесплатно» и «качественно» — понятия несовместимые.

Думаю, вам будет интересно ознакомиться со списком студентов «трансцендентальной медитации» (это всемирная организация, которую я всегда считал крайне коммерционализированной, нацеленной исключительно на зарабатывание денег). Наверняка вы найдете в этом списке своих любимых актеров или музыкантов. И несмотря на то, что мне никогда не нравились методы этой организации по привлечению людей к практике, я вижу, что результат на лицо! Десятки известных людей изменили свою жизнь, избавились от депрессии, стали счастливее. Да, они заплатили немало денег, но по-другому они, возможно, никогда бы не дошли до практики!

Есть люди, которым, чтобы обучиться медитации потребуется лишь приблизительная инструкция, умещающаяся в одном предложении. Но есть также много тех, кому понадобятся месяцы работы с опытным преподавателем, чтобы научиться медитировать. Люди разные, и это абсолютно нормально!

У вас в голове постоянно возникают разные мысли…

Наблюдайте за мыслями. Давайте своим мыслям протекать свободно, наблюдая лишь за тем, о чём они, куда идут и откуда возникают. Делайте это постоянно, используя каждую свободную минуту. Наблюдайте за своими мыслями везде: дома, на работе, в транспорте, во время еды и даже во сне.

Помните о ненасилии. Не сопротивляйтесь тому, что происходит в вашем уме, не пытайтесь избавиться волевым усилием от навязчивых мыслей, так как это только сфокусирует на них ваше внимание и укрепит их.

Отделите мысли от эмоций. Не сопереживайте тому, что происходит в ваших мыслях, сознавайте то, что всё это - иллюзия, игра воображения или воспоминания, представления ума, которых в реальности здесь и сейчас не существует.

Измените фокус своего внимания. Направляйте своё внимание туда, откуда появляются ваши мысли, там возникают все вопросы и находятся все ответы. То, куда стремятся все ваши вопросы и мысли, не является реальностью. Ум лишь создаёт идеи, блуждая в прошлом или будущем.

Проводите всегда различение между истинным и иллюзорным. Истинное - только здесь и сейчас, иллюзорное же является конструкциями ослеплённого эмоциями, блуждающего во времени и пространстве ума.

Наблюдение за мыслями позволяет изменить фокус своего внимания, отвлечь ум от повседневной мысленной рутины, что является очень важной духовной практикой, необходимой для самопознания. Такая практика развивает самодисциплину и дисциплину ума, необходимых в саморазвитии.

Для того чтобы вам было легче вести наблюдение за своими мыслями, можно завести дневник и ежедневно записывать туда все мысли, которые приходят в вашу голову в течение дня. При этом необходимо выделять в дневнике те мысли, которые вызывали в вас наибольшие переживания. Разбейте их по уровню вызываемого эмоционального переживания:

1 - это незначительное переживание.

2 - переживание средней силы.

3 - сильное переживание.

Нумеруйте этими уровнями свои мысли, которые вы записываете в блокнот в течение дня. Так у вас появится возможность понять структуру своего мышления, определять те мысли, которые у вас вызывают конфликт. В конце дня проводите анализ мыслей, возникающих в вас за день.

Практикуйте запись мыслей каждый день до тех пор, пока не научитесь автоматически фиксировать все свои мысли, сознательно понимая, откуда у вас появляются проблемы. В среднем это умение приходит через несколько месяцев практики наблюдения за мыслями. Это очень серьёзная и полезная практика для самопознания. Постоянно ведя наблюдение за своими мыслями, вы сможете открыть в себе много новых полезных возможностей, которые помогут вам избавиться от беспокойств, переживаний и изменить свою жизнь к лучшему.

Если вы проявите прилежность и последовательность в своём обучении, то сможете заметить, как через некоторое время в вас начнут происходить изменения. Мир для вас начнёт изменяться. Вы сможете принимать его таким, какой он есть. Его наполнят любовь и свет, в нём исчезнут несправедливость и страдания. Продолжая практику наблюдения, сочетая её с умеренным питанием, упражнениями йоги, вы сможете достичь полного освобождения.

С вами бывает такое, что ваши собственные мысли достают вас? Какая-то проблема, будущее событие или прошлая обида не дают вам покоя. Вы все уже решили, приняли возможные меры, смирились с неизбежными потерями и т.д., но мысли о беспокоящем событии никак не оставляют вас. Они снова и снова приходят в голову и вам никак не удается отделаться от них.

Думаю, вам это знакомо. И также, наверняка знакомо и то раздражение, которое испытываешь, когда отвлекающие мысли мешают сосредоточится на важном деле.

Ну, а раз так, то идея заниматься практиками ментального самоконтроля должна показаться вам весьма разумной и полезной.

И сегодня я расскажу вам об одной из таких практик – медитации наблюдения за мыслями .

Суть этой техники в том, что вы стараетесь просто наблюдать за процессом появления и ухода возникающих у вас мыслей, не вовлекаясь в процесс обдумывания. Т.е., вы наблюдаете за этим процессом как бы со стороны.

Методика эта используется уже не одну тысячу лет в йоге и буддизме, а в последние десятилетия попала и в круг интересов современной науки.

В чем польза от этой практики

Развивает центрированную позицию восприятия

Большинство проблем в поведении и общении связаны с тем, что нас «захватывают» какие-то мысли, чувства или желания. Т.е., включаются какие-то негативные подсознательные программы и в результате, мы можем, например, наговорить что-то близкому человеку или начальнику такого, о чем потом будем сильно жалеть, или провести пол-дня в пустых блужданиях по интернету, вместо того, чтобы заниматься важным проектом и т.п.

Когда мы находимся в центрированной, осознающей позиции, нам проще замечать включение подобных негативных программ и не поддаваться им.

Снижает влияние негативных мыслей

Если чувство тревоги ваш постоянный спутник, то вы знаете, что именно навязчивые тревожные мысли поддерживают это неприятное состояние. Умение отстраниться от потока мыслей помогает значительно снизить их влияние на наше эмоциональное состояние.

Начинаете замечать, что и как влияет на вас

Фильмы, книги, общение – все это не проходит бесследно. Мозг, наш внутренний компьютер, находится в постоянной работе. Вся информация, которая в него поступает обрабатывается и так или иначе влияет на то, какие мысли будут приходить вам в голову. А от этого будет, в свою очередь, зависеть и ваше общее состояние

Если вы еще не занимались подобными практиками, то идея наблюдения за своими собственными мыслями может показаться вам парадоксальной. Как я могу наблюдать за тем, что порождаю сам?

Это вопрос о том, с чем мы себя отождествляем. я давал практику разотождествления, которая помогает осознать, почувствовать, что мы можем не отождествлять себя, свое истинное я ни с телом, ни с чувствами, ни с разумом. Но, это отдельная история. Нам же сейчас просто важно понять, что мы вовсе не обязаны отождествлять себя со своими мыслями.

Мы говорим «мне пришла в голову мысль». Мы не говорим, что мы сделали, создали эту мысль. Она сама пришла. Большинство наших мыслей – это как бы фоновая работа нашего мозга, нашего разума, нашего бессознательного, нашего внутреннего компьютера, если хотите.

Мы, конечно, можем сознательно включиться в процесс мышления. Но, это как раз то, чего мы стараемся избегать в данной медитации. Мы наблюдаем за процессом спонтанного мышления, за теми мыслями, которые сами «приходят нам в голову»

Наблюдение за мыслями можно отнести к практике развития внимательности, осознанности. И как я уже ранее писал, эту практику можно условно разделить на формальную и не формальную .

Формальная – когда вы специально выделяете на это время, принимаете медитативную позу и полностью фокусируетесь на этой задаче.

Неформальная , когда вы решаете понаблюдать за своими мыслями в любой подходящей для этого обстановке: дома, во время прогулки, в очереди, в общественном транспорте, на бестолковом совещании 🙂 и т.д.

В любом варианте, задача остается одна и та же – наблюдать за процессом возникновения и рассеивания мыслей, не вовлекаясь в их обдумывание. Если вы замечаете, что какая-то мысль увлекла вас – просто скажите себе мысленно «Стоп» и вернитесь в позицию наблюдателя.

Формальная практика имеет более четкую структуру и несколько вариантов выполнения.

Здесь я описываю один базовый вариант, который сам применяю.

Техника выполнения медитации

Вот краткий перечень всех этапов этой медитации

Сформулировать намерение
Принять позу
Расслабиться, успокоится
Перейти в осознанное состояние
Приступить к практике наблюдения за мыслями
Выход

А теперь, подробнее по каждому этапу.

Сформулировать намерение

Хорошая идея – напоминать себе в начале занятия, ради чего, собственно, вы это делаете. Это поможет сохранять мотивацию. Кроме того, важно определиться с временем занятия, поставить таймер и напомнить себе, что сейчас вы собираетесь заняться медитативной практикой в течение всего… минут и на это время вы вполне можете отложить свое беспокойство относительно насущных дел

Поза

Традиционно, главная рекомендация – прямая спина. Не обязательно в позе лотоса или со скрещенными ногами. Можно и на стуле и на диване или в кресле. В этом случае, хорошая идея – использовать одну-две небольшие подушки, распределив их так, чтобы было удобно сидеть прямо

Глаза открыты или закрыты. Если открыты, можно расфокусировать или направить взгляд вниз, примерно под 45 градусов. Постепенно расфокусированность сама может возникнуть, по крайней мере на периферии зрения. Все это не особо существенно, важно не блуждать взглядом, не отвлекаться на визуальные стимулы.

Расслабиться, успокоиться

Начинаем с контроля позы, ощущений соприкосновения тела, ног с поверхностью сидения, пола. Последовательно расслабляем мышцы, не участвующие в поддержании позы

Перейти в осознанное состояние

Начинаем наблюдать за дыханием в течение нескольких минут или до счета 21. Это помогает перейти в более осознанное, центрированное состояние.

Можно выбрать любые ощущения проявления дыхания (движения живота, груди, ощущения в области носа) или можно последовательно, сначала одну-две минуты наблюдать за движением живота – груди, потом перейти к наблюдению за ощущениями в области носа.

На этом этапе, если появляются отвлечения (мысли, звуки и т.п.) – осознаете что отвлеклись и спокойно возвращаете внимание к наблюдению за дыханием.

Приступить к практике наблюдения за мыслями

Переходим к наблюдению за мыслями. Задача – осознать появление мысли, но не вовлекаться в ее обдумывание. Мысли будут приходить и уходить, вы просто наблюдаете за их приходом и уходом. Если вовлеклись – осознаете это и опять как бы отступаете в сторону (или как бы мысленно делаете шаг назад), становитесь наблюдателем.

Если устали – можно вернуться к наблюдению за дыханием.

Мне нравится идея переключения скоростей, которую я узнал от Алана Уоллеса – известного учителя медитации.

Проще наблюдать за дыханием, чем за мыслями. При этом проще наблюдать за движением живота, груди, чем за движением воздуха в области ноздрей.

Поэтому, вы как бы переключаете скорости, как на машине. Чтобы начать, тронуться с места, вы включаете первую скорость и наблюдаете за дыханием в области живота и груди. Войдя в осознанную позицию вам проще переключиться на вторую скорость и наблюдать уже за менее грубыми ощущениями дыхания в области ноздрей. Это еще больше успокаивает и концентрирует вас и вы можете перейти на третью скорость и начать наблюдать за мыслями.

Но, потом, вы можете немного устать, это похоже на то, что дорога пошла в гору и надо понизить передачу – вы возвращаетесь за наблюдением за дыханием в области ноздрей. Если и это кажется трудным – опускаетесь на еще более простой уровень – наблюдение за движением живота и груди. Стабилизировавшись на этом уровне, вы сможете двинуться опять в сторону более сложных задач.

И таким образом вы можете как бы переключаться с одного уровня сложности к другому в течение всего отведенного времени на занятие.

Выход

В буддийской традиции, принято заканчивать медитацию «посвящением заслуг», т.е. как бы посвящением того труда, который вы вложили и тех результатов саморазвития, которых достигли на благо освобождения, просветления всех живых существ (это, конечно, весьма упрощенное определение). Но, я не специалист и не учитель по буддизму и обучаю только светскому варианту медитаций, т.е. рассматривая их только как психотехники. Поэтому, будем говорить о привычном для трансовых техник термине «выход»

В данной практике вы вряд ли будете погружаться в глубокий транс, поэтому, особой технической необходимость в специальном выходе нет, но я считаю, что просто вскочить с первым звонком таймера не лучшая идея. Мне кажется важным то, как мы завершаем любую практику. С какими мыслями, с какими эмоциями и намерениями.

Если вам сложно заниматься регулярно, то важно похвалить, поздравить себя с успешной реализацией своего плана. Вы запланировали, вы позанимались, и теперь, даже собственная похвала и чувство удовлетворения послужат позитивным подкреплением, что поможет вам быстрее сформировать привычку регулярно медитировать.

Если вы часто отвлекаетесь в течение дня – завершите свой медитативный сеанс пожеланием себе сохранять осознанность и сфокусированность на важном

Надеюсь, что у вас возник интерес к этой технике и желание ее практиковать и я буду рад получить ваши комментарии и ответить вопросы.

Почти все люди слишком много говорят. Вы можете избежать многих несчастий, если будете проверять уместность своих слов, пропуская их через три узкие калитки.

Аккуратны ли вы в подборе своих слов? Давайте ненадолго остановимся и подумаем о важности каждого произнесенного нами слова.

Видите ли, слово - нечто большее, чем простой знак или символ.

Это магнит! Оно наполнено идеей, которую оно выражает.

Оно живо силой этой идеи. Следовательно, постоянное использование слов, заключающих в себе идею ошибки, отрицания и разрушения, поддерживает идею ошибки, отрицания и разрушения в вашем сознании.

Своими словами мы часто питаем и сохраняем те условия, которые хотим преодолеть. Помните, что нужно подумать, перед тем, как произнести слова вслух, - и мысли, заполняющие ваше сознание, заполнят и вашу жизнь своими образами.

СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМИ СЛОВАМИ

Почти все люди слишком много говорят. Вы можете избежать многих несчастий, если будете проверять уместность своих слов, пропуская их через три узкие калитки.

Первое: необходимо ли это?

Второе: правдиво ли это?

Третье: вежливо ли это?

Если вы будете следовать этому простому методу, многие слова останутся невысказанными.

Необходимы ли они? Правдивы ли они? Вежливы ли они?

Общайтесь с окружающими только в конструктивном духе. Говорите с пониманием и искренностью.

Будьте честны.

Вы не должны пытаться поднять моральный дух друга добрыми словами, думая при этом: "Ты заслужил именно то, что получил".

Мы не осознаем, как далеко путешествуют сказанные нами слова и чьих ушей они достигают. Постоянно следить за своими словами может быть поначалу затруднительно, но по мере приобретения опыта вы сможете развить привычку думать и говорить. Вам может оказать помощь простой процесс вычеркивания.

Помните, как вы изучали арифметику? Вы обнаружите, что вычеркивание - быстрый и простой метод для решения многих проблем.

Вычеркивайте грубые замечания и заменяйте их вежливыми. Каждый раз, когда вы поймаете себя на негативных мыслях, вычеркивайте их и заменяйте позитивными.

Повторяйте это снова и снова - тысячу раз в день, если необходимо. Вечером приятно будет сказать себе: "Сегодня я жил, думал и говорил так хорошо, как только мог".

Ваши слова обладают силой. В конце концов ваше слово - лишь одеяние вашей мысли, а качество ваших мыслей определяет то, что входит в ваш опыт.

Это объясняется тем, что подсознание выполняет роль пассивного слуги.

Оно принимает предпосылки и добра, и зла: подсознанию все равно. Затем оно доводит предпосылки до их логического выражения в человеческой деятельности.

Мысль - первый логический шаг в творческой деятельности.

Следующий шаг - произнесенное слово.

Мы постоянно думаем. Когда мысли облекаются в слова, их творческое воздействие на нашу жизнь усиливается. Следовательно, мысли, слова и условия нашей жизни располагаются друг за другом в логической последовательности.

Помните: мысль, слово, а затем условия, в которых вы живете. Это неизбежная последовательность!

По законам материального мира все вещественное постоянно изменяется. Когда мы говорим искренние слова Правды, слова с положительным смыслом, конструктивные слова, то этим создаем идеальные условия для своей жизни.

Единственная причина, из-за которой эти условия невозможно использовать полностью, состоит в том, что мы говорим слишком много противоречивых слов. Как ручная пила, наши слова идут сперва вверх, а потом вниз: сначала конструктивны, потом деструктивны.

Решите для себя отныне следить за своими словами - они важны для вас и для вашей жизни. опубликовано Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

©Роберт Энтони, из книги «Секреты уверенности в себе»

Иллюстрации ©Чема Мадоз

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Наверное, многие слышали о том, что все проблемы в нас самих. Что нужно изменить сознание и тогда изменится сама жизнь, а чтобы изменить сознание, нужно изменить мысли… Когда человек впервые слышит об этом, он спрашивает: «А что нужно делать, чтобы изменить своё сознание и свои мысли?».
Как можно изменить то, что вы не видите и не понимаете? Мысли так быстро проносятся в нашем уме, их так много и они такие разные…

В действительности мы не замечаем о чем мы думаем, мы не в состоянии увидеть все мысли возникающие в нашем уме. А те мысли, что мы замечаем, принимаем за свои собственные и неоспоримо важные. И на этой основе строим свою жизнь.

Для того чтобы изменить своё сознание, нужно научиться наблюдать за своими мыслями. Нужно перестать ассоциировать себя со своими мыслями и эмоциями. Вам просто нужно стать свидетелем, как будто вы просто наблюдаете со стороны. Наблюдайте за мыслями беспристрастно, не хваля, не осуждая и не переживая их, наблюдайте постоянно и везде. И не следует пытаться сразу их изменить, не боритесь с ними, а просто наблюдайте…
Таким же методом можно работать и с эмоциями.

В процессе наблюдения вы узнаете о себе много нового и интересного, точнее не о себе, а о мыслях, проходящих через ваш ум. Кому то покажется, что это не их собственные мысли и что кто-то их контролирует, и возможно это так и есть.

Когда вы наблюдаете за своими мыслями, они не закрепляются в вашем сознании, а протекают мимо, оставаясь просто объектом наблюдения. И тогда они не смогут влиять на ваше сознание, а значит на вашу жизнь. Практикую такое наблюдение, вы увидите, что ваши мысли утратили над вами власть. Когда вы можете контролировать свои мысли, вы берёте на себя ответственность за себя самого и за свою жизнь. Таким образом вы научитесь контролировать своё личное пространство…

«Если вы не управляете своим личным пространством, им управляют другие.»

«Единственное, чему нужно научиться, – это наблюдение. Наблюдай! Наблюдай каждое действие, которое совершаешь. Наблюдай каждую мысль, проходящую в уме. Наблюдай каждое желание, охватывающее тебя. Наблюдай даже незначительные жесты – как ты ходишь, говоришь, ешь, принимаешь ванну. Продолжай наблюдать, во всём, везде. Пусть всё становится возможностью наблюдать.

Не ешь механически, не продолжай просто набивать себя пищей – будь очень наблюдательным. Жуй тщательно и наблюдательно... и ты удивишься тому, сколько упускал до сих пор, потому что каждый кусок будет приносить огромное удовлетворение. Если ты ешь наблюдательно, еда станет вкуснее.

Вдыхай запах, ощущай прикосновение, чувствуй порыв ветра и солнечные лучи. Смотри на луну, и стань просто безмолвным водоёмом
наблюдательности, и луна будет отражаться в тебе в безмерной красоте. Двигайся по жизни, оставаясь полностью наблюдательным. Снова и снова ты забудешь. Не становись из-за этого несчастным; это естественно...

Помни одно: когда вспоминаешь, что забыл наблюдать, не сожалей, не раскаивайся; иначе ты потеряешь время даром. Не чувствуй себя несчастным: "Я снова упустил". Не начинай чувствовать: "Я грешник". Не начинай себя осуждать, потому что это сущая потеря времени. Никогда не раскаивайся в прошлом! Живи в этом мгновении.»
Ошо.


Достаточно просто начать наблюдать за тем, что тебя окружает, в полной тишине ума - смотреть на людей, вещи, голубей, лужи, облака... Не думая о том, что тебе из этого нравится или нет; не интересуясь, зачем это или то; почему оно так или этак. Единственное, пожалуй, о чем не стоит забывать, что все это, - каждый предмет, существо, явление, все это - Божественное Проявление. Все это Его Игра. И сейчас, здесь и сейчас, Он смотрит именно твоими глазами. В этой тишине твоего безмыслия. Ты понимаешь это, когда в твоей груди начинает разгораться настоящий огонь - Пламя Безусловной Любви ко всему сущему. Он возникает при чистоте, прозрачности разума и молчании ума, который до этого, не давал протечь реке Света к твоему Сердцу. Теперь ты открываешься, твоя Душа просыпается и становится проводником Благодатного Огня Свыше, излучая его во внешнюю среду, исцеляя всех тех, кто попадает в твое окружение и больше... Теперь ты понимаешь - зачем пришёл... Зачем пришли все.

Снатам Каур

Наблюдайте за миром вокруг вас… это и есть ваша жизнь!

Ирина Путинцева. ©