Готов ли ребенок к обучению чтению. Готов ли ребенок учиться читать? Тест и игры со звуками

Родителям очень важно не упустить момент, и вовремя начать обучение ребенка чтению. Ведь сейчас даже в начальной школе часто требуют, чтобы первоклассник знал буквы и умел читать короткие слова. Детские психологи утверждают, что идеальный возраст для обучения ребенка чтению – это 5-6 лет. Однако гораздо важнее психологическая готовность малыша, нежели его возраст.

Готовность ребенка к обучению навыкам чтения можно определить по следующим показателям:

  • ребенок выражает мысли и пожелания полными предложениями;
  • правильно отвечает на вопросы, способен слушать и понимать прочитанное вслух;
  • без труда различает схожие по звучанию слова (например, бочка-точка) – значит, у малыша хорошо развит фонематический слух;
  • знает право-лево, верх-низ;
  • у ребенка нет серьезных логопедических проблем.

Тест

Проверить готовность ребенка к обучению чтению можно также с помощью простого теста. Дайте ответы “Да” или “Нет” на такие вопросы:

  • Любит ли ребенок сказки, истории?
  • Может ребенок пересказать прослушанное?
  • Рассматривает ли малыш книжки с картинками сам?
  • Вызывает ли больший интерес содержание книги, чем иллюстрации?
  • Знает ли ребенок некоторые буквы и цифры, хочет ли научиться читать?
  • Изображает он чтение вслух, подражая вам?
  • Вызывают ли у него интерес произведения с познавательной информацией о природе, технике, жизни людей.
  • Ребенок внимательно слушает, когда ему читают сказки или истории?
  • Словарный запас ребенка достаточно обширный для свободного общения, его легко понять?
  • Сложные слова не вызывают вопросов по смыслу и значению?
  • Ребенок получает удовольствие от чтения вами вслух?
  • Узнав и запомнив буквы ребенок пытается читать самостоятельно?
  • Ребенок не имеет проблем в логопедическом плане?
  • Ребенок хорошо различает похожие по фонетике звуки?
  • Малыш общается сложными многоосновными предложениями?
  • Ребенок сможет передать смысл прочитанного вслух или услышанного своими словами?
  • Кроха знает наизусть стихи, песенки, сказки?

За каждый утвердительный ответ поставьте 1 балл. Подсчитайте сумму полученных баллов и узнайте, готов ли ваш малыш учиться читать.

Узнаем результаты

13-18 баллов – ребенок полностью готов психологически для получения необходимых навыков для обучения чтению и просто подготовлен для школьной жизни. Его интересует самостоятельная возможность получения информации, а не подражание взрослым.

9-12 баллов — способности к обучению ребенка самостоятельному чтению имеют средний уровень, чтение не вызывает устойчивого интереса, время для обучения еще не подошло, нужно совсем немного подождать.

Менее 9 баллов — ребенок не проявляет интереса к чтению и не стремится узнавать новое. На данном этапе попытки научить читать малыша сведутся к вашему нервному срыву. Время для обучения еще не пришло.

Прежде чем действовать (то есть бежать за букварем в магазин, за советом к подруге, в детский клуб - к кубикам Зайцева), постарайтесь ответить себе на два вопроса.

Первый вопрос:

для чего я хочу научить малыша читать именно сейчас, когда ему полтора года (три года, пять лет)? Исключите приведенные ниже варианты как не совсем точные, не всегда объективные, вполне ненаучно обоснованные:
- чтобы маленький человек не тратил драгоценное время зря: раньше всему научится - жизнь будет длиннее;
- если малыша ничему не учить, а только с ним играть, ему будет скучно: в итоге вырастет неинтересный человек;
- надо использовать тягу маленького ребенка к познанию окружающего мира: только в раннем детстве дети впитывают знания как губка;
- пусть научится читать пораньше, ему в школе легче будет;
- раннее развитие предполагает обязательное научение чтению, а мы - за раннее развитие!
Придумали свой вариант ответа (я подсказывать не буду)? Идем дальше.

Второй вопрос:

что мой ребенок будет с умением читать делать дальше? Колоссальные затраты времени и сил, вложенные в обучение чтению малыша, сойдут на нет буквально в течение 2-3 месяцев, если вы перестанете с ним, якобы «уже умеющим читать», заниматься.
Научить складывать буквы или слога в слова - не значит научить ребенка читать. В том, как мы запоминаем, как пользуемся речью и языком, очень важную роль играет понимание смысла прочитанного, соотнесение его с реальной жизнью.

Чтение - это гораздо большее, чем механическое складывание букв в слова, а слов в предложение. Чем больше к моменту обучения чтению у ребенка накопилось собственного прожитого и прочувствованного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат. Если малышу приходилось есть яблоко, семечки сажать в горшочек, поливать их, выросший росточек пересаживать на даче, прочитать слово «яблоко» ему будет несравнимо легче.

ЧТЕНИЕ - ЭТО...

Чтение - это волшебная нить, соединяющая мысль ребенка с напечатанным словом.
Чтение - это только верхушка айсберга, которая видна над водой: вся внутренняя работа малыша остается невидимой для нас.
Чтение - это связь всего предшествующего жизненного опыта ребенка с нынешним воспроизведением окружающей его действительности.
Чтение - это одновременно и процесс, и результат. Данный симбиоз, хотим мы этого или нет, невозможен без таких составляющих, как
- особенности личности ребенка;
- отношение ребенка к книгам;
- развитие его мышления и сферы чувств, эмоций;
- словарный запас;
- образ себя (включая самостоятельность);
- отношения с родителями.


Вывод: чтение является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка. Чтение не одинаково как процесс (когда мы учим читать) и как результат (когда ребенок понимает прочитанное).
А мы все удивляемся: одному в три года буквы покажи, через неделю зачитает сам; с другим три года занимайся каждый день, еле-еле по слогам к первому классу слова научится складывать. Ждать быстрого результата «по чтению» у такого малыша бессмысленно, все придет в свое время. Мы же не удивляемся, если занимающиеся в одной и той же изостудии дети-дошкольники рисуют совершенно по-разному - вроде, так и должно быть. А вот читать все почему-то должны научиться одинаково.

Большинство родителей считает, что научить ребенка читать необходимо не позже, чем к первому классу. Однако к дошкольникам нельзя применять те же методы, что и к 7-летним детям. мы выяснили, что до изучения букв стоит озаботиться словарным запасом ребенка и тем, умеет ли он рассказывать истории. Сегодня — о том, как продвигаться в обучении чтению дальше.

«Ты имеешь в виду, что слова сделаны из звуков?»

Мы уже установили два аспекта языка, которые образуют основу для развития грамотности, а потом и чтения: это словарный запас и мастерство рассказчика. Третий компонент называется фонологическим осознанием. Мы пользуемся фонологическим осознанием, когда можем выделить звук «б» в слове «болт» или звук «л» в слове «полено». На самом деле для маленьких детей это очень сложная задача.

Как вообще ребенок приходит к пониманию того факта, что слово «кот» составлено из 3 различных звуков? Откуда нам знать, развилось ли уже у ребенка фонологическое осознание?

Некоторые исследователи предлагают маленьким детям манипулировать со словом или анализировать его звуки. Например, ребенка можно попросить: «Скажи «топ». А теперь снова произнеси это слово, только без звука «т». Или: «Скажи „ключ“. А теперь произнеси это слово снова, но убери звук „ч“, а вместо него вставь звук „в“. Что получится?».

Тест на звуки и слоги

Один из самых блестящих подходов был разработан доктором Изабель Либерман. В ходе экспериментов четырехлетним детям вручали палочку, а потом просили стукнуть ею по столу столько раз, сколько звуков они услышат в заданном слове. Затем каждому ребенку читали вслух (по одному) 42 односложных слова, каждое из которых состояло из 1-3 звуков (фонем).

Далее доктор Либерман тестировала другую группу четырехлетних детей, прося каждого выполнить то же задание, только уже со слогами. На этот раз детям зачитывался список из 42 слов, состоявших из 1-3 слогов. Например, доктор Либерман могла попросить ребенка: «Сколько частей ты слышишь в слове „ракета“?».

Каковы же были результаты? Четырехлетние дети, проходившие тест на фонемы, не ответили правильно ни на один вопрос. Зато примерно половина четырехлетних справилась с задачей на слоги. Этот факт ведет к двум выводам. Во-первых, это означает, что дошкольники умеют играть в эту игру, когда единица анализа (слог) достаточно велика, чтобы они могли ее заметить. Во-вторых, это показывает, что дошкольники недостаточно чувствительны к индивидуальным звукам (фонемам), из которых состоят слова.

Затем доктор Либерман давала задание на фонемы более старшим детям, которые уже учились читать. Она обнаружила, что дети, лучшие в классе по чтению, поголовно справились с тестом на фонемы. А из тех детей, кто провалил тест на фонемы, половина принадлежала к наиболее слабой в навыках чтения части класса.

Как научиться различать звуки? Играть!

На сегодняшний день очень многие другие исследования подтвердили эти открытия. Теперь уже ясно, что недостаток фонологического осознания — одна из ведущих причин проблем с чтением. Мы также знаем, что дети, обладающие таким осознанием, лучше читают. И мы знаем, как помочь детям обрести фонологическое осознание. В основном — путем детской игры!

Играйте с речью, распевая песенки или читая детские стишки , обязательно рифмованные. Простые песенки и стишки типа «Над лампой мошки, под лампой кошки» помогают детям осознать, что начальные звуки в словах могут заменяться другими. Заменяйте начальные буквы, создавая новые имена из прежних, например: «Ваня — Саня — Даня — Маня». Подобных игр с превращениями слов можно придумать множество.

Очень удобно играть со словами в транспорте или во время поездки в машине. Обращайте внимание на предметы, названия которых начинаются с различных звуков : «Можешь найти что-нибудь, что начинается со звука „ч“? Ой, я кое-что вижу. Это человек!». (Такого рода игры могут даже снизить частоту детских вечных вопросов: «А мы скоро приедем?».)

Еще один вариант: проговорите знакомое ребенку слово и попросите его произнести одну из его частей без другой : «Ты знаешь слово „балкон“. А что будет, если убрать „кон“?»

Внимание: чтение!

Как устная речь составлена из звуков, которые сами по себе бессмысленны, так и письменная речь состоит из «закорючек» на странице, которые сами по себе бессмысленны. Только когда ребенок взламывает этот код и обнаруживает, что «закорючки» имеют определенное значение, он может научиться читать.

Представьте, что вы берете в руки книгу, написанную на языке, с которым вы незнакомы, например по-гречески или по-китайски. Что вам потребуется для того, чтобы научиться читать эти непонятные значки?

Прежде всего вам понадобится умение отделять буквы друг от друга. Если вы не можете отделить один знак от следующего, как тогда вы прочтете слова? Далее необходимо узнать, какому звуку соответствует каждая буква или группа букв. Ведь чтение — это, в сущности, перевод печатного текста в устную речь, даже если этот перевод происходит молча и только «в голове».

Еще вам нужно знать, как объединять буквы и обозначаемые ими звуки в слова, сливая их вместе. Хотя нам, взрослым, это дается без усилий при условии, что текст написан на нашем родном языке, — не так-то легко будет это сделать, к примеру, с греческим текстом; а ведь именно этому приходится учиться нашим детям.

У этой головоломки есть еще один фрагмент. Еще до того, как вы начнете идентифицировать буквы или значки, необходимо знать, в каком направлении движется незнакомый текст. Может быть, так же, как в английском, — слева направо. А может быть, его следует читать сверху вниз (как китайские иероглифы) или справа налево (как иврит).

И наконец, необходимо знать, в каком направлении переворачивать страницы книги. Англичане читают книгу с начала к концу, верно? Так вот, то, что для нас — начало, для других языковых групп — конец! На иврите читатель начинает с того места, которое по-нашему является концом книги.

Удивительно — и как мы только сумели сложить вместе все фрагменты этой головоломки таким образом, что к концу первого класса школы могли читать маленькие книжки совершенно самостоятельно?!

Обсуждение

Мои старшие дети были не готовы к учению чтению до школы, кое-как освоили эту науку летом перед школой

Все уже давно решено теми, кто реально управляет страной. вся власть куплена. выборы - фарс. Я давно не верю в демократию и свободу. Больше свободы у того, кто имеет больше денег. Так везде в Украине и в Британии и в США.
Я это говорю. потому что я знаю. Я хочу рассказать об этом мире немного больше, чем об этом говорят власти или продажные СМИ. Заходите на пой блог на сайте Политика онлайн [ссылка-1] . У меня здесь и записи, и видео, и петиции и много другой полезной информации.
Мой принцип авторства - правда и справедливость....

Комментировать статью "Готов ли ребенок учиться читать? Тест и игры со звуками"

Еще по теме "Игры со звуками для детей-дошкольников":

Вот такой вопрос. Школа обычная. Собеседования никакого нет, берут всех. Ребёнок, конечно, буквы знает, по слогам читает. Но надо ли летом чтением специально напрягать или достаточно просто уметь хоть как-то буквы в слова складывать?

~~~ Занятия музыкой в дошкольном возрасте развивает мозг, улучшает его структуру. Именно в этом возрасте наблюдается избыток нейронов, а потом он уменьшается, чем Музыкальные занятия для детей 3-4 лет. 12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий.

обучение чтению. Образование. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с человек онлайн. У Толстого я позаимствовала идею о том, что обучение чтению может происходить где угодно, и буквы могут быть хоть из...

Наш ребенок тоже читает и считает и лет ему уже семь, но мы сами решили отдавать его на следующий год.Психологически он еще не готов, а А вы не совсем правы в оценке готовности к обучению в школе. Помимо умений читать, писать и считать требуются умения спокойно...

Да, в дошкольном периоде ре должен научиться работать со звуками. Если нет сложностей с фонематическим слухом (с этим к логопеду) Посмотрите другие обсуждения: Готов ли ребенок учиться читать? Тест и игры со звуками. Йотированные гласные - на подготовке к школе??

Учите ребенка произносить согласные чистыми звуками, чтобы после согласных звуков не Мои дети говорят на 3 языках русском, немецком и английском. большими партиями в Англии и Демонстрационный куб для изучения английского языка. Раннее развитие – учимся играя.

Я нашла простенькие развивающие игры по чтению, там, где нарисована картинка и написано слово, а потом эти картинки со словами Опасный какой запал у автора. ТС к коррекционной школе не готов, времени на консультацию с дефектоогом нет, будь что будет, авось вытянем.

Дочери почти 4,5. Абсолютно нет никакой мотивации для изучения букв. Купила электронный плакат, есть диск с азбукой от тёушки совы. Настасья смотрит его как мультик(((Ничего в голове не откладывается. На плакате включает песни и танцует))) Прочитала ниже, что уже и читать учат, а мы всё с буквами ковыряемся. Может посоветуете что-то дельное?

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. Любые пальчиковые игры, это и занятия и игра, стишков море, пальчики и ручки двигаете вы сами. Слепой совсем, или есть остаточное зрение? если есть, то лежа на...

Развитие речи. Сложные слова. Очень интересно играть с детьми в словесные игры. Можно придумывать предложения и короткие рассказы со сложными словами. Можно искать\вспоминать стихи или песни с этими словами.

Игрушки и игры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Захотелось узнать что-то новое. Во что любят ваши дети играть в таком возрасте? Не в смысле игрушек, а каких-то игр, с подручным материалом?

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое Стихи-диалоги, рассказы-диалоги - прошу помощи. Вы замечали, что многим детям очень нравятся разного рода театрализации?

Нельзя начинать учиться читать, когда у ребенка серьезные проблемы с общим развитием речи, с произношением (полная "каша" во рту), со слухом и т.д. Если дело только в неверном произношении нескольких звуков, то это не может служить препятствием к обучению чтению.

Ребенок знает все буквы - выучил по своей инициативе, вообще неравнодушен к знакам - буквы, цифры, дорожные знаки, марки машин. Но говорит очень плохо и мало. В 3 года 4 мес - на уровне двухлетки и даже хуже. И то прогресс - зимой было всего слов 25, сейчас уже хорошо за сотню и прибавляются чуть ли не каждый день. Предложения из 3-5 слов, "рассказы" из 2-3 предложений. Отвечает на вопросы - чаще всего односложно.

Читала (еще с первым ребенком) про методики обучения чтению целыми словами. Тогда не пригодилось - научился читать сам Карточки со словами - это методика Домана. По моему глубокому убеждению, для обучения чтению на РУССКОМ языке, она совершенно непригодна.

Детские сады и дошкольное образование. Показываю образование слова и даю механизм: арбуЗ - потому что арбуЗЫ, сОва - сОвы, кОтенок Зачем нужен звуко - буквенный анализ? Объясните мне, неопнятливой зачем перед обучением чтению с ребенком надо проходить...

Дома читает 60 слов в минуту, в школе-38 (в классе есть и со скоростью чтения 140 слов в минуту). Я, когда читаю детям, читаю 120 слов в минуту, это нормальный воспринимаемый ритм. Так ли важно, что малыш неготов к школе. Главное, что он готов и хочет учиться!

Игрушки и игры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни Самые любимые игры в этом возрасте: найти что похоже, как в мультике (банан на луну, куст на собачку и т.д.) по очереди называть, что...

Звуки Р-Р" можно услышать в начале, в середине и в конце слов (пример на каждую позицию) То, что возможно в школе, далеко не всегда подходит для детей дошкольного возраста. Обучающие программы. Образование детей. Методика ориентирована на дошкольников и...

Учимся читать. . Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с Учимся читать. Мой вопрос не о раннем развитие, а скорее о позднем, так что извините если не в правильной конференции задаю.

С какого возраста учить ребёнка чтению? Как понять, что малыш готов к достаточно трудному, требующему мобилизациимногих качеств, процессу? Мнений по этому поводу много. Скорее всего, всё здесь индивидуально. Всегда были бегло читающие четырёхлетки и с трудом складывающие слоги в слова девятиклассники. Малыш сам подскажет, когда уже пора.

Что думают специалисты

В общем случае считается, что кроха «созрел» если:

  • он уже достаточно хорошо говорит предложениями, связно и доступно излагает свои мысли; при невыполнении этого условия у детей могут возникнуть проблемы с развитием речи - при обучении чтению (особенно настойчивом) искусственно активизируются совсем другие участки головного мозга, чем те, что должны в соответствующем возрасте способствовать появлению речи, навыкам общения; есть и печальные примеры - малыши, обучавшиеся по кубикам Зайцева до того, как начали говорить, и в результате получившие задержку речевого развития;
  • у ребёнка хорошо развит фонематический слух: он легко определяет, из каких звуков состоит слово, может выделить общий звук в нескольких словах (например, шоколадка, кошка, камыш), умеет находить на картинке изображения предметов, названия которых начинаются на определённую букву;
  • у малыша отсутствуют логопедические проблемы, которые мешают правильному чтению и формированию фонематического слуха;
  • ребёнок уверено ориентируется в пространстве: знает, где право\лево, верх\низ: это необходимо для того, чтобы малыш не читал слова наоборот, справа налево.

Некоторые дети достигают таких «высот» уже к 3-4 годам, другие же дозревают только к школе. В любом случае, обучать ещё неготового ребёнка - значит, напрасно тратить время и нервы. Так можно только навредить малышу, отбить у него интерес к чтению на всю жизнь, затормозить развитие других навыков и способностей. Лучший вариант в некоторых случаях - заняться не самим чтением, а подготовкой к погружению в этот процесс: развитием речи и фонематического слуха, устранением логопедических проблем.

Сигналы для родителей

Мой старший сын в три года знал буквы и звуки. Сегодня это уже не редкость, многие дети и в более раннем возрасте уверенно называют каждую единицу алфавита. Но когда он вдруг начал спрашивать, что написано на встречающихся нам по дороге вывесках и просить найти в интернете мультики про слоги (для общего развития иногда включали ему такие ролики ненадолго), стало понятно: время пробовать учить его чтению настало. Начинали осторожно, потихоньку, но процесс пошёл очень быстро и легко. Интерес не ослабевал - наоборот, только увеличивался. В результате к 3,5 годам он уже по слогам читал имена детей на бейджах своих одногруппников в секции фигурного катания. Ну, и, конечно, мимо уличных вывесок сын тоже спокойно не мог пройти.

К слову, у младшего такого интереса не возникло до сих пор (ему 4 года). Буквы знает, слоги простые складывает, слова-слоги читать научился, но на вывески не заглядывается, помочь прочитать сложное слово не просит, к занятиям (очень коротким и редким) относится без особого энтузиазма. Все дети действительно очень и очень разные, у каждого свой «талант». События форсировать не стоит.

Мои дети - смышлёные и любознательные, но всё-таки разные.

Малыши часто сами дают родителям знать, когда они готовы учиться чтению. Эти сигналы важно распознать и не оставить без внимания, тогда все объяснения лягут на благодатную почву. Итак, скорее всего, ребёнок уже созрел, если:

  • периодически сам берёт книгу и подолгу рассматривает её, возможно, делая вид, что «читает»: пересказывает знакомую сказку или сочиняет что-то своё, методично водит пальчиком по строчкам;
  • создаёт собственные «книги»: имитируя взрослый почерк «пишет» на листочке первые произведения, делает к ним рисунки или наклеивает вырезанные из журналов картинки;
  • наизусть знает много стихов и может спеть несколько песен;
  • с лёгкостью выучил все буквы и звуки;
  • обладает богатым словарным запасом;
  • с удовольствием слушает сказки и рассказы в родительском исполнении, может ответить после прослушивания на вопросы о содержании произведения;
  • легко подбирает несколько слов на определённую букву;
  • с интересом занимается с родителями чтением: уроки доставляют ему удовольствие, малыш сам задаёт вопросы, пытается прочесть вывески на улице.

4-летний кроха может прямо попросить маму или папу научить его читать. Но даже в этом случае, чтобы не отбить его стремление, действовать надо осторожно: учить малыша в игре, используя интересные яркие пособия, не перегружать его информацией, не делать первые занятия долгими (максимум 5-15 минут). Ну а как быть, если школа уже не за горами, а ребёнок так и не горит желанием браться за освоение важного навыка? Его можно заинтересовать, но это тема уже для совсем другой статьи.