Как повысить свой уровень интеллекта. Как повысить свой интеллектуальный уровень? Поддерживайте дружбу с умными и образованными людьми

Тесты IQ – это специально подобранный набор стандартизированных заданий, измеряющих уровень умственных способностей человека и его общий интеллектуальный профиль. Такую научно обоснованную оценку интеллекта используют:

  • при медицинском обследовании для определения умственной нормы и патологии;
  • в профессиональном отборе для оценки профессиональной пригодности или непригодности;
  • для измерения школьных достижений;
  • при оценке академических способностей.

Чем больше уровень ваших личных и профессиональных притязаний, тем важнее для вас получение высоких показателей IQ. Высокий коэффициент интеллекта – не только повод для гордости у продвинутых профессионалов, но и способ выигрывать в конкурентной борьбе за престижные должности и позиции в успешных высокотехнологичных компаниях.

В тестах IQ условно выделяют две части:

  • тесты оценки вербального интеллекта (например, общая осведомленность, словарный запас),
  • тесты оценки невербального интеллекта (например, умение находить закономерности, оперировать пространственными образами).

Ученые не скрывают того факта, что многие особенности нашего ума являются наследственными или врожденными (кстати, это разные вещи). Но тут же они проговаривают, что многочисленные эксперименты подтвердили величайшую пластичность мозга и его практически неограниченную способность обучаться. Это не кажется удивительным, если говорить о развитии вербального (словесного) интеллекта. Например, вы сможете успешно решить задачу, как повысить iq подростка, если будете помогать ему активно развивать речь и пополнять словарный запас, выучивая новые понятия и категории.

А как повысить уровень iq у взрослого? Если к тому же он достаточно уверенно владеет речью и умеет точно и объемно выражать свои мысли?

С Викиум вы сможете организовать процесс повышения вашего IQ по индивидуальной программе

Одним из направлений повышения IQ в этом случае может стать развитие невербального интеллекта.

Тренировки против слепоты к изменениям

Уже никто не оспаривает тот факт, что наш мозг знает намного больше, чем мы. Например, наше зрение способно видеть то, что мы не осознаем.

Это доказывают простые упражнения типа «найдите на этих картинках 6 различий ». Бросив взгляд на картинки, мы, скорее всего, не заметили бы этих различий, если бы нам на это не указали. Особенно, когда такое задание рассчитано не на детей, а на взрослых. Придется изрядно потрудиться, чтобы отыскать и осознать то, что наш мозг уже увидел, но не потрудился нам об этом сообщить. Такую особенность работы мозга нейропсихологи называют «слепотой к изменениям ».

Невербальные тесты оценивают, в том числе и эту связь между «видением » и «распознаванием ». Другими словами, они измеряют наблюдательность, способность отличить существенные детали, определить недостающую деталь или выявить несоответствие.

Основные задания, которые требуется выполнить в этой части теста IQ, это –

  • поиск закономерностей,
  • синтез целого из отдельных частей,
  • поиск закономерности и продолжение ряда символов.

Как же тренировать себя для того, чтобы улучшить свои показатели невербального интеллекта? Вот несколько советов по поводу того, как повысить свой iq.

Вы видите две столкнувшиеся машины? Не ограничивайтесь фразой типа «Не повезло беднягам! ». Попробуйте рассмотреть всю картину аварии и увидеть ее причины. Может, на дороге был лед, или в одном из автомобилей оказалась собака, помешавшая водителю, или еще что-то.

Каждый раз, оказавшись перед ситуацией, где общая картина не очевидна, проявите всю свою наблюдательность для того, чтобы восстановить в сознании все «выпавшие » из вашего поля зрения элементы.

Разрушайте шаблоны своего поведения!

Решая, как повысить iq мозга, внимательно присмотритесь к своим привычкам и попробуйте им изменить.

Например,

  • Каждый раз, когда позволяет время, пишите левой рукой, если вы правша, и правой, если левша. Это замедлит вашу работу, но послужит для мозга великолепной тренировкой!
  • Меняйте привычные маршруты, например, от дома до работы или по торговому залу супермаркета, где делаете еженедельные закупки.
  • Время от времени переставляйте мебель в квартире или офисе.

Наш мозг в некотором смысле похож на калейдоскоп: изменения привычных картинок встряхивают его и побуждают изменять ставшую привычной картину окружающего мира. При этом в мозгу создаются новые нейронные связи, в то время как рутина и все, что вы привычно делаете «на автомате », погружают мозг в ленивую зону комфорта.

Как ни странно, но чтение технических инструкций с пониманием описываемых в них шагов – очень неплохой тренажер для тех, кто думает о том, как повысить iq в домашних условиях. Разумеется, если это не примитивная инструкция, в которой содержатся лишь банальные напоминания о соблюдении техники безопасности.

Полезно чтение сложной литературы, особенно той, которая не связана с привычной для вас областью, например, по архитектуре, если вы не архитектор, или музыке, если вы не музыкант. А книги по физике и математике, даже написанные популярным языком, являются непревзойденным витамином для мозга гуманитария.

Чтение на неродном для вас языке тоже эффективный развивающий инструмент.

Несмотря на то, что речь идет о чтении, все перечисленные здесь упражнения способствуют тренировке невербального интеллекта, прежде всего, потому что заставляют мозг генерировать новые непривычные для него картины – образы и представления .

Главное правило здесь: уровень сложности должен, что называется «зашкаливать », то есть требовать от вас напряженной работы на пределе ваших умственных возможностей.

Приятная новость для любителей видео игр

Ученые единодушно сошлись во мнении, что компьютерные игры могут быть отличным способом, чтобы стимулировать мозг. Особую пользу мозгу приносят игры, требующие

  • решения проблемы в ситуации неопределенности (неполных данных)
  • выбора из нескольких вариантов с не очевидными различиями,
  • быстроты принятия решения,
  • выработки и следования определенной стратегии.

Выбирать надо не те игры, которые вам нравятся и соответствуют вашим интеллектуальным предпочтениям, а те, которые заставляют вас думать по-другому и думать быстрее, чем вы привыкли делать это в обычной жизни.

Научные изыскания относительно способов, как повысить iq человека, показали, что даже популярные игры типа Тетрис уже способствуют более эффективной деятельности мозга.

Экспериментальным путем было установлено, что по мере того, как игроки приобретают успешный опыт компьютерной игры, их мозг требует все меньше и меньше глюкозы. Такое снижение потребляемого «энергетического топлива » показывает, что в результате обучения работа мозга стала менее энергозатратной, т.е. мозг стал легче справляться с той умственной деятельностью, которая в начале эксперимента требовала повышенных доз глюкозы.

Чтобы увеличить обучающий и развивающий эффект от компьютерной игры, ученые предлагают:

  • представлять , что вы на самом деле попали в ситуацию, воссозданную в игре,
  • искренне переживать за свои проигрыши и изо всех сил радоваться выигрышам,
  • закончив игру, мысленно оценить все особо удачные и слабые моменты,
  • продумать , что вы сделали бы по-другому, если бы вам пришлось играть в эту игру заново.

Старые проверенные способы

Не стоит забывать про надежные и хорошо зарекомендовавшие себя «дедовские » способы развития. Они послужат вполне надежным ответом на вопрос, как повысить iq взрослому и ребенку. Итак, стоит включить в число тренажеров для мозга такие знакомые всем:

  • шахматы,
  • кубик Рубика,
  • головоломки,
  • настольные игры.

Здесь сохраняется все то же правило максимальной сложности. Легкие задачки «развращают » мозг, разрешают ему лениться, а вам создают иллюзию интеллектуальных побед.

Стать открытым для нового опыта

Это не самая легкая, да и не самая приятная задача – осваивать новые горизонты. Поэтому такое качество как «открытость новому опыту », составляет основу сильной, амбициозной и, как правило, успешной личности.

Действительно, насколько вы готовы попробовать, скажем, такое экзотическое блюдо как змеиные хвосты? А как насчет того, чтобы прыгнуть с «тарзанкой »? Или отправиться в гости к людям, которые говорят на незнакомом вам языке, а потом пытаться их понять и разговаривать с ними?

Новые впечатления активно питают мозг. Все, что удивляет мозг и заставляет его «менять картинку в калейдоскопе », полезно для его развития:

  • необычные занятия,
  • новые представления,
  • непривычные запахи и звуки,
  • трудно воспроизводимые действия и операции.

Измеряйте свой прогресс

Практика регулярно оценивать свой интеллектуальный уровень с помощью тестов интеллекта заслуживает самой высокой похвалы. Однако, не менее важно отслеживать свой прогресс. На сколько изменился ваш IQ за последний год? А за последние полгода?

Если вы освоили задачки из одной батареи тестов, переходите к другой. Тем более, что выбор у вас большой, и можно всегда найти возможность пройти тесты интеллекта:

  • Векслера,
  • Амтхауэра,
  • Кэттелла,
  • Матрицы Ровена.

Чтобы понять, как повысить уровень интеллекта (IQ) взрослого и подростка, первоначально разберемся, что это такое. Каждый слышал об iq и знает, что под названием скрывается коэффициент интеллекта человека, с которым связывают образованность или грамотность.

Термин пришел из Англии и подразумевает работу мысли, живость ума, интеллектуальное искусство. Разработаны тесты для определения iq человека. Учитывается возраст и пол. Интеллектуальные способности тест не показывает. Задача теста — определение способности к решению задач, относящихся к ряду областей. Если судья и проходит тест в юридической сфере, показатели внушительны.

Если углубиться в процесс исследования вопроса, еще с 30-х годов прошлого столетия ученые пытались найти закономерности в развитии умственных способностей, соотнося вес и объем головного мозга. Изучали реакцию, связанную с нервными процессами, определяли уровень интеллекта, связывая с уровнем социального положения, возрастом или полом. Сегодня ученые выяснили, что на уровень iq влияет наследственность и он подлежит увеличению посредством упражнений и тестов. На уровень интеллекта влияют не способности, а настойчивость, терпение, упорство и мотивация. Этии качества нужны врачам, археологам , диджеям.

Доказано, что в критических и сложных жизненных ситуациях человеку с высоким iq легче справиться с трудностями, но решающими остаются индивидуальные качества:

  1. честолюбие;
  2. решительность;
  3. темперамент.

Постепенно тесты усложнялись. Если изначально они состояли из лексических упражнений, сегодня встречаются тесты на решение логических задач с использованием геометрических фигур, упражнения на запоминание или же манипуляцию буквами в предложенных словах.

Что такое IQ?

IQ определяется и количественно выражается при помощи тестов, это показатель способностей человека мыслить.

Половина людей показывает в среднем iq от 90 до 110, четвертая часть – свыше 110, а показатель ниже 70 баллов свидетельствует об умственной отсталости.

Видео репортаж Как стать умнее

Для успешного прохождения тестов в домашних условиях необходимы психологические особенности:

  1. умение сосредоточивать внимание;
  2. выделять главное и отсекать второстепенное;
  3. хорошая память;
  4. богатый словарный запас;
  5. воображение;
  6. способность мысленно проводить манипуляции в пространстве с предложенными объектами;
  7. владение операциями с числами;
  8. усидчивость.

Бытовало мнение, что iq с раннего детства остается неизменным. Последние исследования показали, что мозг нейропластичен и создает нейроны даже в преклонном возрасте, только необходима тренировка. Тренировать мозг несложно. 30-минутная прогулка на свежем воздухе 5 раз в неделю стимулирует выработку белка, который способствует образованию нейронов в ходе обучения.

Подвижный и эластичный мозг запоминает и усваивает больше информации. Японские ученые утверждают: чем больше давать мозгу отдыхать, включая крепкий и здоровый сон, тем быстрее человек выдает новаторские идеи.

Анатолий Вассерман рассказывает о развитие интеллекта

Упражнения для мозга для повышения IQ

Для тренировок лучше использовать:

  • изучение иностранных языков;
  • составление слов;
  • физические нагрузки;
  • получение знаний;
  • компьютерные игры.

Пошаговые упражнения

  1. Проверенная стратегия и трудная задача – выучить иностранный язык. Владение двумя языками побуждает префронтальную кору мозга работать активнее, улучшает память и умение решать задачи, оттягивает проявление старческого слабоумия на 5.
  2. Следующее рабочее упражнение для мозга – составление слов. В советские времена была популярна игра «Эрудит». Существует современная интерпретация игры, под названием «скрабл». Игра станет для тех, кто хочет повысить iq, лучшим другом. Составление слов из ограниченного количества букв способствует развитию грамотной речи, расширению словарного запаса. Также рекомендуют разгадывать кроссворды, эффект аналогичен.
  3. Умеренные физические нагрузки помогут повысить уровень интеллекта на 50%. Если обуяла лень и ничего не хочется делать, стоит взять себя в руки и отправиться на беговую дорожку или пройтись по улице быстрым шагом. Кардио-тренировки положительно сказываются на познавательных способностях и помогают сбросить вес .
  4. Получение знаний — тренировка мозга, как мышц. Вместо просмотра телевизора с бесконечными сериалами и негативной информацией, включите познавательный фильм о подводном мире или передачу из цикла «очевидное невероятное». Если отправляетесь в дорогу, читайте не анекдоты, а научную фантастику. Не зацикливайтесь на чем-то одном, информация должна поступать разнообразная. Ученые утверждают, чем эмоциональнее восприятие информации, тем лучше развивается долговременная память.
  5. Играйте в видеоигры. Предвижу многочисленные возражения. Видеоигры способствуют развитию интеллекта. Самый простой пример — военные шутеры. Они улучшают координацию движений, повышают восприятие визуальных сигналов. Игры — источник информационного материала на определенную тему.

Чтобы эффективно повысить IQ, учитесь концентрировать внимание на нескольких источниках, несущих информацию: слушайте радио и читайте книгу. Это умение придет не сразу, даже возможны головные боли от сильного перенапряжения и усталости. Со временем вы без проблем научитесь делать одновременно несколько дел.

Решайте логические задачи и тесты, кроссворды и судоку. Они поспособствуют тренировке мозга. Если при решении кроссворда или другой логической задачи возникают трудности, подсмотрите ответ, запомните его, сделайте выводы и в следующий раз легко решите подобную задачку.

Расширяйте кругозор, читайте книги, журналы, смотрите и слушайте познавательные передачи и новости. Учитесь анализировать ситуации, представлять возможные и невозможные решения. Так можно развить образное и приучить мозг к аналитическому мышлению.

Медики рекомендуют правильно питаться. Диетологи советуют употреблять пищу небольшими порциями, 4 — 5 раз в день. Так сохранится постоянный приток крови к мозгу. Если питание 2-х разовое и пища поглощается большими порциями, полученная энергия затрачивается на переваривание, а для питания мозга останется мало.

Откажитесь от вредных привычек. Если планируете повысить iq, задумайтесь, как бросить курить, если проблема существует. Табачный дым препятствует поступлению кислорода в мозг и ухудшает его работу. Отказаться от курения нелегко, потребуется огромная сила воли, но результат превзойдет ожидания и вы придете к здоровому образу жизни.

Из истории изучения интеллекта

В 1816 году Бессель заявил, что можно измерить уровень интеллекта по реакции на вспышку света. Только в 1884 году появилась серия тестов для посетителей Лондонской выставки. Тесты разработал ученый из Англии Гальстон. Он уверял, что представители некоторых семей биологически и интеллектуально выше других, а женщины, по интеллекту уступают мужчинам.

Каково же было удивление, когда выяснилось, что великие деятели науки не отличались от простых людей, а женщины давали результаты выше, чем мужчины. Год спустя Кэттелл разработал психологические тесты, которые получили название «ментальными», где учитывалась быстрота рефлекса, время восприятия раздражителей, болевой порог.

Эти исследования дали возможность разработать тесты, где показателем эффективности стало время, которое затратил испытуемый на решение задач. Чем быстрее справлялся с заданием испытуемый, тем больше очков или баллов он набирал. Ученые пришли к выводу, что человеку с высоким интеллектом присущи:

  • здравый смысл;
  • размышление;
  • инициативность;
  • способность приспосабливаться к определенным жизненным обстоятельствам.

Эту точку зрения высказал в 1939 году Векслер, разработавший шкалу интеллекта для взрослых. Сегодня психологи разделяют такую же точку зрения о способностях индивида приспосабливаться и адаптироваться в окружающем мире.

Уровень интеллекта человека зависит, вопреки расхожему мнению, не только от количества прочитанных книг и вызубренных лекций. Здесь и наличие здорового питания, и количество спортивных нагрузок, и даже скорость стрельбы в компьютерных играх. В сегодняшней статье читайте о том, как повысить свой уровень IQ на 16 пунктов всего за одну неделю.

Больше витаминов

День: понедельник. Затраченное время: 30 секунд. Результат: +2 пункта IQ

Спортсмены принимают креатин для того, что бы увеличить свою мышечную массу, но эта карбоновая кислота также отлично стимулирует работу мозга. Исследования Австралийских ученых из университетов Сиднея и Макуори показывают, что прием всего 5 грамм чистого креатина в сутки в течение месяца обеспечит увеличение уровня интеллекта на целых 14 пунктов и в особенности способностей к быстрому исчислению и выполнению логических операций.

Просто запоминайте это

День: вторник. Затраченное время: 30 минут. Результат: +5 пунктов IQ

Эластичный и подвижный мозг, способный усваивать и запоминать большой объем информации – залог успеха и в жизни, и прохождении iq-тестов. Для развития кратковременной памяти, доктор Сюзанна Джегги (университет г.Мичиган) предлагает хотя бы раз в два дня играть в т.н. игры dual n-back, в которых нужно запоминать последовательность образов и звуков.

Составляйте слова

День: среда. Затраченное время: 1 час. Результат: +1 пункт IQ

В советское время игра «Эрудит» пользовалась заслуженным спросом, но с течением времени как-то подзабылась. И совершенно зря! С сегодняшнего дня скрабл (современная интерпретация) должна стать вашим отличным другом. Потому как составление слов из ограниченного числа букв – это и развитие грамотной речи, и активизация словарного запаса, что несомненно лучшим образом повлияет на ваш IQ. Причем играть можно где угодно и как угодно – различные вариации игры существуют для всех основных десктопных и мобильных ОС.

Когда всё лень и хочется спать… дуйте на беговую дорожку

День: четверг. Затраченное время: 1 час. Результат: +2 пункта IQ

Исследователи института неврологии и психологии, находящегося в Цвеции уверяют, что здоровая и хорошо работающая сердечно-сосудистая система может повысить уровень интеллекта аж на 50% (хотя мне кажется, тут скорее обратный процесс – чем меньше здоровья, тем ниже интеллект). «Интенсивные кардиотренировки однозначно положительно сказываются на познавательных способностях человека», - говорит Мария Аберг, которая возглавляла исследования. И кстати, для тех кто ещё сомневается напоминаю, что за окном уже весна и бегать совсем скоро можно будет в любом понравившемся вам парке.

Получайте больше разнообразных знаний

День: пятница. Затраченное время: 40 минут. Результат: +2 пункта IQ

Ещё одним ключевым пунктом повышения Iq является разнообразие получаемых знаний. И дело тут не только в общем расширении кругозора, но и в тренировке мозга, аки обычных мышц. Включите вместо любимого НТВ с его убийствами и сериалами про ментов канал дискавери или нэшнл географик. Читайте в дороге не анекдоты с башорга, а научную фантастику (к примеру). Не зацикливайтесь на чем-то одном!

Откажитесь от мяса

День: суббота. Затраченное время: 15 минут. Результат: +2 пункта IQ

Это кажется невероятным, но результаты множества исследований, проведенных разными учеными в разных странах и в совершенно разные годы говорит об одном – вегетарианство действительно способно улучшить ваш интеллект. Я не нашел никаких обоснований такой причинно-следственной связи, да и если честно, сам пока не готов отказаться от мяса, но если вы уже размышляете над вегетарианской диетой, то вот вам ещё один довод в пользу этого решения.

Играйте в видеоигры

День: воскресенье. Затраченное время: 1 час. Результат +2 пункта IQ

Всё хорошо в меру, и компьютерные игрушки вовсе не исключение. Военные шутеры «от первого лица», неплохо помогают улучшить восприятие визуальных сигналов и координацию движений в реальном мире. К примеру, человек, играющий раз в неделю в CS с большей вероятностью успеет отреагировать на внезапно вылетевшую на тротуар машину и спасти собственную жизнь. Тоже своего рода повышение уровня интеллекта.

Что такое «Интеллект»?

Прежде всего, позвольте мне объяснять, что я имею в виду, когда я говорю слово «интеллект». Чтобы было понятно, я не просто говорю об увеличении объема фактов или битов знаний, которые Вы можете накопить, или то, что называют кристаллизовавшимся интеллектом - это не тренировка на беглость или запоминание – на самом деле, это практически противоположность. Я говорю об усовершенствовании Вашего подвижного интеллекта , или Вашей способности запоминать новую информацию, сохранять ее, затем использовать те новые знания как основу для решения следующей задачи или изучения еще одного нового умения и так далее.

Теперь, в то время как кратковременная память не является синонимом интеллекта, она очень связана с интеллектом. Чтобы успешно сделать интеллектуальный вывод, достаточно важно иметь хорошую кратковременную память. Таким образом, чтобы максимально использовать интеллект, стоит значительно улучшить кратковременную память – это как, например, использовать самые лучшие и современные детали, чтобы помочь механизму работать на высочайшем уровне.

Что из этого можно для себя извлечь? Это исследование имеет большое значение, потому что было обнаружено:

  1. Гипотетический интеллект можно тренировать.
  2. Обучение и последующий успех зависят от дозировки, чем больше Вы тренируетесь, тем больше пользы Вы извлекаете.
  3. Каждый человек может развить свои когнитивные способности, независимо от начального уровня.
  4. Прогресса можно достичь с помощью тренировок на заданиях, которые не напоминают вопросы в тесте.

Как можно применить это исследование на практике и извлечь из этого пользу?

Существует причина, по которой задача n-назад оказалась настолько успешным в увеличении когнитивных способностей. Эта тренировка включает в себя разделение внимания между конкурирующими раздражителями, то есть мультимодальность (один визуальный раздражитель, один - слуховой). Здесь нужно сосредоточиться на определенных деталях, игнорируя неподходящую информацию, и это помогает улучшать кратковременную память в течение долгого времени, постепенно увеличивая способность воспринимать информацию эффективно в нескольких направлениях. Кроме того, раздражитель постоянно переключали, таким образом, что никогда не возникало явления «тренировок на вопросы теста» - каждый раз было что-то новое. Если Вы никогда не сдавали n-назад тест, позвольте мне рассказать о нем: это очень непросто. Не удивительно, что от такого занятия столько пользы для когнитивных способностей.

Но давайте рассуждать с практической точки зрения.
В конечном счете, карты в колоде или звуки в произведении закончатся (эксперимент продлился 2 недели), таким образом, не практично думать что, если Вы хотите непрерывно увеличивать свои интеллектуальные способности в течение всей жизни, то одного n-назад будет достаточно. Кроме того, Вам это надоест, и Вы прекратите это делать. Я уверена, что я бы так и сделала. Не говоря уже о времени, которое Вы потратите на обучение таким образом – все мы постоянно очень заняты! Таким образом, нам стоит подумать, как смоделировать те же самые типы суперэффективных мультимодальных методов, стимулирующих мозг, - которые можно использовать в нормальной жизни, и все же получая максимальную пользу в росте когнитивного мышления.

Итак, принимая все это во внимание, я разработала пять основных элементов, которые помогут в развитии подвижного интеллекта, или когнитивной способности. Как я уже отметила, непрактично постоянно выполнять n-назад задание или его вариации каждый день всю оставшуюся жизнь, чтобы получать пользу для когнитивных способностей. Но практичным является изменение образа жизни, в котором будет та же самая – и даже большая польза для когнитивных способностей. Это можно делать каждый день, чтобы получить пользу от интенсивной все-мозговой тренировки, а также это должно перейти в пользу для полного когнитивного функционирования.

Вот эти пять основных принципов:

  1. Ищите новшество
  2. Бросьте себе вызов
  3. Мыслите творчески
  4. Не идите легким путем
  5. Будь в сети

Каждый из этих пунктов сам по себе уже великая вещь, но если Вы действительно хотите функционировать на максимально высоком когнитивном уровне, лучше выполнять все пять пунктов, и так часто, как возможно. На самом деле, я живу по этим пяти принципам. Если Вы примете их как фундаментальные руководящие принципы, то я гарантирую, что Вы будете максимально использовать свои способности, превосходя даже то, на что Вы считали себя способным - все это без искусственного повышения. Отличная информация: Наука подтверждает эти принципы с помощью данных!

1. Ищите новшество

Это не совпадение, что такие гении как Эйнштейн разбирались во многих областях, или были эрудитами, как мы их называем. Гении постоянно ищут новые занятия, изучая новые области. Это - их индивидуальность.

Только одна черта из «Великой пятерки» из Пятифакторной модели индивидуальности (Акроним: ОДЕПР, или Открытость, Добросовестность, Экстровертность, Приятность, и Раздражительность), которая связана с IQ, и это - черта Открытости к новому опыту. Люди, которые имеют высокий уровень Открытости, постоянно ищут новую информацию, новую деятельность, новые вещи, которым можно научиться - новые события, в общем.

Когда Вы ищете новшество, происходит несколько событий. Прежде всего, Вы создаете новые синаптические связи с каждой новой деятельностью, в которой Вы участвуете. Эти связи основываются друг на друге, увеличивая деятельность нервной системы, создавая еще связи, чтобы на их основании создавались новые связи – таким образом, происходит обучение.

Интересующей областью в недавнем исследовании является нервная пластичность как фактор в индивидуальных различиях интеллекта. Пластичность относится к числу связей, созданных между нейронами, и как это влияет на последующие связи, и насколько длительные эти связи. В основном это означает то, сколько новой информации Вы в состоянии принять, и в состоянии ли Вы сохранить ее, производя постоянные изменения в мозге. Постоянно подвергая себя непосредственно новым вещам, помогает поместить мозг в исходное состояние для обучения.

Новшества также запускают выработку допамина (я упоминала это раньше в других постах), который не только сильно мотивирует, но и стимулирует нейрогенезис - создание новых нейронов - и готовит мозг к обучению. Все, что Вы должны сделать, утолить голод.

Превосходное условие для обучения = Новая деятельность-> выработка допамина-> способствует более мотивированному состоянию-> которое способствует вовлечению и созданию нейронов-> может происходить нейрогенезис + увеличение синаптической пластичности (увеличение количества новых нервных соединений, или обучения).

Как продолжение исследования Джегги, исследователи в Швеции обнаружили, что после 14 часов тренировок кратковременной памяти в течение 5 недель, наблюдалось увеличение количества обязательного потенциала допамина D1 в предлобной и теменной областях мозга. Этот определенный рецептор допамина, тип D1, связан с ростом нервных клеток и их развитием, между прочим. Это увеличение пластичности, способствуя большему закреплению этого рецептора, является очень полезным для того, чтобы максимизировать когнитивное функционирование.

Выполняйте дома пункт: Будьте «Эйнштейном». Всегда ищите новую деятельность для ума – расширяйте свои когнитивные горизонты. Изучите инструмент. Походите на курсы живописи. Пойдите в музей. Почитайте о новой области науки. Будьте зависимыми от знаний.

2. Бросьте себе вызов

Существует огромное количество ужасных работ, написанных и распространенных о том, как «тренировать мозг» и «стать умнее». Когда я говорю о «тренировочных играх для мозга», я имею в виду игры на запоминание и на скорость, целью которых является увеличение скорости обработки информации и т.д.; сюда относятся такие игры, как, например, Судоку, которыми советуют заниматься в «свободное время» (закончите оксюморон, учитывая развития когнитивных способностей). Я собираюсь развенчать часть того материала, который Вы ранее слышали об обучающих играх для мозга. Вот, что я Вам скажу: Они не работают. Индивидуальные обучающие игры не делают Вас умнее - они делают Вас более опытными в обучающих играх для мозга.

Итак, у них действительно есть цель, но результат не продлится долго. Чтобы чего-то получить из этих типов когнитивного вида деятельности, нужно обратиться к первому принципу поиска новшества. Как только Вы справляетесь с одним из этих когнитивных действий в обучающей игре для мозга, Вы должны идти дальше к следующей стимулирующей деятельности. Поняли, как играть в Судоку? Отлично! Теперь переходите к следующему типу стимулирующих игр. Проводилось исследование, которое подтверждает эту логику.

Несколько лет назад ученый Ричард Хэиер хотел узнать, можно ли значительно увеличить когнитивную способность с помощью интенсивных тренировок на новых видах умственной деятельности за несколько недель. Они использовали видеоигру Tetris в качестве новой деятельности, и использовали людей, которые никогда раньше не играли в игру, в качестве объектов исследования (знаю, знаю – представляете, такие люди существуют?!). Они выяснили, что после тренировок в течение нескольких недель на игре Tetris, у объектов исследования наблюдалось увеличение корковой толщины, а также увеличение активности коры головного мозга, подтверждением чего служило увеличение количества глюкозы, использованной в той области мозга. В основном, мозг использовал больше энергии в течение того периода тренировок, и становился толще - это означает большее количество нервных соединений, или новый изученный опыт - после таких интенсивных тренировок. И они стали экспертами в Tetris. Круто, да?

Вот в чем дело: После первоначального резкого когнитивного роста они заметили снижение как в корковой толщине, так и в количестве глюкозы, используемой во время выполнения задачи. Однако, они все так же хорошо играли в Tetris; их умение не ухудшалось. Сканирования головного мозга показали меньше мозговой активности во время игры, вместо ее увеличения, как в предыдущие дни. Почему же снижение? Их мозг стал более эффективным. Как только их мозг понимал, как играть в Tetris, и действительно начинал разбираться в нем, ему становилось лень что-то делать. Ему не нужно было работать так усиленно, чтобы хорошо играть в игру, таким образом, когнитивная энергия и глюкоза уходили в другом направлении.

Эффективность Вам не помощник, когда дело доходит до когнитивного роста. Чтобы мозг продолжал создавать новые соединения и поддерживал их активность, Вы должны продолжать идти дальше к другой стимулирующей деятельности, как только Вы достигаете пика мастерства в определенной деятельности. Вы хотите быть в постоянном состоянии небольшого затруднения, изо всех сил пытаясь достигнуть чего-то, независимо от того, что это, как отметил Эйнштейн в своем высказывании. Это держит мозг в подвешенном состоянии, так сказать. Позже мы вернемся к этому вопросу.

3. Мыслите творчески

Когда я говорю, что мыслить творчески поможет Вам усовершенствовать нервную систему, я не имею в виду написание картины, или выполнение чего-то вычурного, как, например, в первом пункте «Ищите новшество». Когда я говорю о креативном мышлении, я имею в виду непосредственное творческое познание, и что оно значит в то время, как в мозгу продолжается процесс.

В противоречие широко распространенному мнению, креативное мышление не является «мышлением с помощью правой части мозга». Здесь задействованы обе половин мозга, не только правая. Креативное познание включает в себя дивергентное мышление (широкий диапазон тем/предметов), способность находить отдаленные ассоциации с идеями, переключаться между традиционными и нетрадиционными взглядами (когнитивная гибкость), и создание оригинальных, свежих идей, которые также соответствуют деятельности, которой Вы занимаетесь. Чтобы все делать правильно, нужно, чтобы правое и левое полушарие работали одновременно и сообща.

Несколько лет назад доктор Роберт Штернберг , бывший Декан Университета Тафтс, открыл Центр PACE (Психология cпособностей, компетентности и мастерства) в Бостоне. Штернберг пытался не только определить основное понятие интеллекта, но и найти способы, с помощью которых любой человек может максимально развить свой интеллект посредством тренировок, и особенно, посредством обучения в школах.

Здесь Штернберг описывает цели Центра PACE, который был основан в Йельском университете:
«Основная концепция центра заключается в том, что способности не закреплены, они гибкие, их можно менять, каждый человек может преобразовать свои способности в свою компетентность, а компетентность в мастерство», объясняет Штернберг. «Особое внимание мы уделяем вопросу, как мы можем помочь людям изменить свои способности так, чтобы им было проще решать задания и справляться с ситуациями, с которыми они столкнутся в жизни».

Проводя исследование, Проект Радуга , он разработал не только инновационные методы креативного обучения в классе, но произвел оценку, которые проверяли студентов таким образом, что они должны были подходить к решению проблем творчески и практично, а также аналитически, вместо того, чтобы просто запоминать факты.

Штернберг объясняет:
«В Проекте Радуга мы оценили творческие, практические, а так же аналитические способности. Творческий тест мог быть, например, таким: ‘Вот мультфильм. Дайте ему название’ Практическим заданием могло бы быть фильм о студенте, который пришел на вечеринку, осматривается вокруг, никого не знает, и очевидно чувствует себя неловко. Что делать студенту?"

Он хотел понять, можно ли, научив студентов воспринимать задания с креативной точки зрения , заставить их узнать больше по теме, получать больше удовольствия от обучения, и переносить полученные знания в другие области научной деятельности. Он хотел разобраться, можно ли, изменяя методы обучения и оценки, предотвратить «обучение для сдачи тестов» и заставить студентов учить больше, в общем. Он собрал информацию по этой теме и таки получил хорошие результаты.

Вкратце? В среднем студенты в испытательной группе (те, которым обучали, используя креативные методы) получили более высокие итоговые баллы по окончанию курса в колледже, чем контрольная группа (в которой обучение вели с помощью традиционных методов и систем оценки). Но, для того, чтобы все было справедливо, - он дал испытательной группе тот же экзамен аналитического типа, как и обычным ученикам (тест, в котором представлено несколько вариантов ответов), и они также получили более высокие баллы на этом тесте. Это значит, что они смогли перенести знания, которые они получили, используя творческие, мультимодальные методы обучения, и набрали больше на абсолютно другом когнитивном тесте по тому же материалу. Вам это ничего не напоминает?

4. Не идите легким путем

Я уже упоминала ранее, что эффективность не послужит вам другом, если вы пытаетесь повысить уровень своего интеллекта. К сожалению, многие вещи в жизни ориентированы на то, чтобы увеличить эффективность. Таким образом, мы делаем больше, затрачивая при этом меньше времени, физических и умственных усилий. Однако это не имеет благоприятного воздействия на ваш мозг.

Возьмем один объект современного удобства, GPS. GPS является удивительным изобретением. Я отношусь к числу тех людей, для кого был изобретен GPS. Я ужасно плохо ориентируюсь на местности. Я все время теряюсь. Поэтому я благодарила судьбу за появление GPS. Но знаете что? Попользовавшись GPS в течение короткого времени, я обнаружила, что мое чувство ориентации стало еще хуже. Когда его не оказывалось у меня под рукой, я чувствовала себя еще более потерянной, чем раньше. Поэтому, когда я переехала в Бостон - город, откуда берут свое начало фильмы ужасов о заблудившихся - я перестала пользоваться GPS.

Врать не буду – моим страданиям не было предела. Моя новая работа подразумевала поездки по всем окраинам Бостона, и я терялась каждый день как минимум 4 недели. Я так часто терялась и бродила невесть сколько, что думала, что я потеряю работу из-за хронических опозданий (на меня даже пожаловались в письменной форме). Но со временем я начала находить нужный путь благодаря огромному навигационному опыту, который я приобрела с помощью только мозга и карты. Я действительно стала ощущать, где и что находится в Бостоне благодаря исключительно логике и памяти, а не GPS. Я до сих пор помню, как я гордилась тем, что нашла отель в центре города, где остановился мой друг, отталкиваясь только от названия и описания местности – даже без адреса! У меня было такое чувство, будто я окончила школу навигационного просвещения.

Технология во многом делает нашу жизнь проще, быстрее, эффективнее, но иногда наши когнитивные способности могут пострадать в результате такого рода упрощений и в будущем навредить нам. Прежде чем все начнут вопить и отправлять письма на электронную почту моим трансгуманистическим друзьям о том, что я грешу против технологии, я должна вас предупредить, что это вовсе не то, что я делаю.

Посмотрите на это так: когда вы едете на работу на машине, то на это уходит меньше физических сил, времени, и это более удобный и приятный способ, чем идти пешком. Вроде бы все хорошо. Но если вы только ездите или всю жизнь проводите на сигвэе , даже не короткие расстояния, то вы и не будете тратить энергию. Со временем ваши мышцы атрофируются, ваши физическое состояние будет ослабевать, и вы, вероятно, наберете лишний вес. В результате ухудшится ваше общее состояние.

Ваш мозг тоже нуждается в упражнениях. Если вы перестанете использовать свои навыки при решении проблем, ваши логические, когнитивные возможности, то как тогда ваш мозг будет всегда в лучшей форме, не говоря уже об улучшении ваших умственных способностей? Задумайтесь о том, что, если постоянно полагаться только на полезные современные удобства, то могут пострадать ваши навыки в определенной области. Например, программы-переводчики: замечательные, но мое знание языков заметно ухудшилось, как только я начала ими пользоваться. Теперь я заставляю себя думать над переводом, прежде чем узнаю правильный. То же самое относится и к проверке орфографии и автоматическому исправлению. По правде говоря, автоматическое исправление – это худшее, что было придумано для улучшения мыслительного процесса. Вы знаете, что компьютер найдет и исправит ваши ошибки, так что вы продолжаете себе печатать, даже не задумываясь о том. Как правильно пишется то или иное слово. В результате, через несколько лет стабильной автозамены и автоматической проверки правописания, являемся ли мы самой безграмотной нацией? (Хотелось бы, чтобы кто-то провел исследование данного вопроса.)

Есть моменты, когда использование технологии является оправданным и необходимым. Но бывают случаи, когда лучше сказать нет упрощениям и использовать свой мозг, пока вы можете позволить себе такую роскошь, как время и энергия. Для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, рекомендуется как можно чаще ходить на работу пешком или подниматься по лестнице вместо лифта несколько раз в неделю. Разве вы не хотите, чтобы ваш мозг тоже оставался в форме? Откладывайте GPS в сторону время от времени, и окажите услугу своим навыкам ориентирования на местности и навыкам решения проблем. Держите его под рукой, но попробуйте сначала найти все сами. Ваш мозг поблагодарит вас за это.

5. Будь в сети

И вот мы подошли к последнему элементу на пути увеличения вашего когнитивного потенциала: компьютерная сеть. Что хорошего в этой последней установке, так это то, что если вы делаете предыдущие четыре вещи, вы, вероятно, уже делаете и это. Если нет, то начинайте. Немедленно.

Общаясь с другими людьми, либо через социальные сети такие как Facebook или Twitter, либо лицом к лицу, вы подвергаете себя таким ситуациям, которые позволят вам гораздо легче достичь целей 1-4. Сталкиваясь с новыми людьми, идеями и оказываясь в новом окружении, вы открываете себя новым возможностям для мыслительного роста. Находясь среди людей, которые могут не относиться к области вашей деятельности, вы сможете увидеть проблемы с новой стороны или открыть для себя новые решения, о которых вы никогда не задумывались прежде. Общение с другими людьми в интернете – это отличный способ научиться открывать себя для всего нового и воспринимать уникальную и значимую информацию. Я даже не стану вникать в то, какую общественную пользу и эмоциональное благополучие приносит компьютерная сеть, но это всего лишь дополнительное преимущество.

Стивен Джонсон , написавший книгу «Как рождаются хорошие идеи», обсуждает важность групп и сетей для продвижения идей. Если вы ищете новые ситуации, идеи, окружение и перспективы, то сеть является ответом для вас. Было бы довольно трудно реализовать концепцию «поумней», не делая сеть основной составляющей. Самое замечательное в компьютерных сетях: Выгодно для всех участников. Коллективный разум для победы!

Мне осталось упомянуть еще кое-что…
Помните, еще в начале этой статьи я рассказала историю о моих клиентах с расстройствами аутистического спектра? Давайте задумаемся на мгновение, как повысить уровень гибкости своего интеллекта в свете всего, о чем мы уже говорили. Чего эти дети способны достичь на таком высоком уровне? Это не случай и не чудо - это потому, что мы учли все эти принципы обучения в их программе терапии. В то время, как большинство других провайдеров терапии застряли на парадигме «Безошибочного обучения» и слегка модифицированных Методах Ловааса прикладного анализа поведения, мы приняли и полностью охватили мультимодальный подход к обучению. Мы заставили детей стараться учиться изо всех сил, мы использовали самые креативные методы, о каких только могли думать, и мы осмелились поставить планку, казалось бы, гораздо выше их способностей. Но знаете что? Они вышли за временные рамки, и заставили меня искренне поверить, что удивительные вещи возможны, если у вас достаточно воли, мужества и настойчивости, чтобы настроить себя на этот путь и придерживаться его. Если эти дети с ограниченными возможностями могут жить, при этом постоянно повышая свои когнитивные способности, то и вы сможете.

На прощание я задам вопрос для размышлений: Если у нас есть все эти вспомогательные данные, показывающие, что эти методы обучения и подходы к обучению могут иметь такое глубокое положительное влияние на когнитивный рост, почему программы терапии или школьные системы не воспользуются некоторыми из этих методов? Я бы хотела видеть их в качестве стандарта в области обучения, а не исключения. Давайте попробуем что-то новое и встряхнем немного систему образования? Мы бы значительно подняли коллективное IQ.

Интеллект – это не только то, сколько уровней в курсе математики ты прошел, как быстро вы можете решить алгоритм, или сколько новых слов более 6 символов вы знаете. Речь идет о том, чтобы приблизиться к новой проблеме, признать ее важные составляющие, и решить ее. Затем собрать полученные знания и применить их для решения следующей, более сложной проблемы. Речь идет об инновациях и воображении, и о том, чтобы суметь применить их для того, чтобы сделать мир лучше. Именно этот вид интеллекта и является ценным, и именно к такому виду интеллекта мы должны стремиться и именно его поощрять.

Об авторе: Андреа Кушевски – врач-консультант в области поведенческой терапии для детей, страдающих аутизмом, проживающая во Флориде; специалист по Синдрому Аспергера, или высокофункциональному аутизму. Она преподает основы поведения в социуме, коммуникацию, а также влияние поведения на сферу дома и общества, обучение детей и родителей методам терапии. Работа Андреа в качестве исследователя совместно с , американским отделением Исследовательской группы по общественным наукам METODO Transdisciplinary, Богота, Колумбия, исследует влияние нейро-когнитивных факторов поведения человека – сюда входят такие аспекты, как творческий потенциал, интеллект, незаконное поведение, и диффузорно-конфузорные расстройства типа шизофрении и аутизма. Также, будучи исследователем креативности, она – сама живописец и изучала различные виды визуальной коммуникации, начиная от традиционного рисунка к цифровой живописи, графического дизайна, и трехмерного моделирования, мультипликации в сфере медицинских наук и бихевиоризма. У нее есть блог на The Rogue Neuron и в Твиттере

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Сегодня на повестке дня вопрос: как повысить айкью, развить интеллект и стать умнее? Не секрет, что интеллектуальные и умные люди всегда ценятся, им достаются лучшие кадровые места и зарплата у них выше. Каждый ли может стать интеллектуалом? И есть ли какая-то связь между маркой бензина и умением решать суперсложные задачи?

Обо всем по порядку.

Наш мозг можно сравнить с машиной. Эта машина предоставляет нам возможности для достижения цели. Наша работа, карьера, повседневная деятельность – это путь, по которому мы к своей цели мы идем.

А что такое цель? У всех она разная. Предлагаю ее условно обозначить словом «Успех». Все мы двигаемся к успеху с разной скоростью. Кто-то медленнее, кто-то быстрее…

От чего зависит скорость передвижения нашего автомобиля?
Слышу возглас заядлых автомобилистов: «От мотора!». Правильно.

Что такое айкью(IQ)?

В нашем случае роль мотора будет выполнять уровень интеллекта – IQ (айкью).

Уровень IQ – это условная оценка в баллах, характеризующая степень интеллектуального развития конкретного человека.

Впервые этот термин был введен австрийцем В.Штерном в 1911 году. А первые попытки измерить интеллект предпринимались чуть ранее, в 1903 году, французским психологом А.Бине, автором самой идеи.

Уровень IQ определяется с помощью специальных тестов. Как правило, он дает представление о потенциале человека, насколько его мышление гибко, хорошо ли работает память, способен ли он решать определенные задачи. С помощью IQ нельзя измерить уровень знаний и эрудированность.

Каков уровень?

Самый известный тест на определение уровня IQ – это тест Айзенка. Можно пройти его как в домашних условиях, так и под руководством опытного психолога. В первом случае — это проще и быстрей, во втором даст более объективные показатели.

Максимальное количество баллов может доходить до 160 – это самый мощный уровень интеллекта. Средний уровень – где-то около 100-110 баллов. Ниже 80 баллов – это интеллект низкий, а выше 130 – достаточно высокий, им обладают всего 2,2% населения планеты.

Зависит ли уровень интеллекта от профессии? В какой-то степени может и зависит, но не всегда. Обычный токарь на заводе может обладать интеллектом в 125-130 баллов, уметь решать сложнейшие задачи. А вот, допустим, один из президентов США Джордж Буш младший довольствовался уровнем в 91 балл.

Вообще, уровень IQ напрямую связан с количеством синапсов – нервных связей, обеспечивающих взаимодействие различных участков мозга. Формируются они в детском возрасте. Поэтому у ребенка до 10-11 лет интеллект будет еще довольно слабый, зато у подростка он полностью сформирован и остается на том же уровне в течение жизни.

Можно ли развить?

Но вернемся к нашим баранам. Итак, мы выяснили, чтобы благополучно доехать на автомобиле до пункта назначения под названием «Успех», в машине должен быть хороший мотор (или айкью), который не будет барахлить и стучать.

А что делать, если «мотор», прямо скажем, не очень? Прокачать его! Гоночный болид вы, конечно, не получите. Но вот повышение своего айкью на 10-12 пунктов через месяц регулярных тренировок, как утверждают психологи, — это вполне реальный результат.

Я использую в этих целях сервис для развития интеллекта Брайнаппс . Тренировки занимают пятнадцать минут в день, включают в себя разнообразные задания на развитие логики, внимания и памяти, что позволяет быстро прокачать «айкью». Программа занятий строится индивидуально.
С мотором разобрались. Едем дальше.

Что еще?

От каких составляющих зависит исправная работа автомобиля? Любой автолюбитель на этот вопрос ответит:

  • От бензина (какую марку зальешь);
  • От хороших навыков водителя (не должен путать «газ» и «тормоз»).

Причем последний пункт повлияет еще и на скорость, с которой будем ехать. Давайте разбираться.

Выбираем только качественный бензин

Наш мозг нуждается в питании. Одни продукты способны ускорять работу мозга и повышать производительность, а другие – тормозить. Так же, как и бензин: хорошая марка – двигатель работает, плохая – тоже работает. Только недолго.

Какие же это продукты?

  • Грецкие орехи – богаты белком, ценным строительным материалом, также повышают количество мелатонина, нормализуют сон;
  • Оливковое масло – замедляет старение клеток;
  • Ягоды – содержат антиоксиданты, улучшают показатели памяти;
  • Жгучий перец – повышает работоспособность мозга и концентрацию внимания;
  • Какао – укрепляет кровеносные сосуды, обладает антисклеротическим эффектом.

Включив эти «присадки» в меню, добавите к своему айкью 3-5 баллов.
Бензин залили. Теперь, чтобы наш автомобиль сдвинулся с места…

Плавно отпускаем «Тормоз»

Иначе давить на «Газ» бесполезно, не так ли? 
Как вы думаете, о чем пойдет речь? О вредных привычках! Да-да, если хотите ехать на своем автомобиле чуть быстрее и не упустить поставленной цели, нужно пересмотреть предпочтения.

Что больше всего тормозит работу мозга? И понижает айкью?

  • Беспорядочный просмотр телепрограмм. Рассчитанные на недалекую публику ток-шоу и растянутые до бесконечности телесериалы отупляют мозг, отнимая, кстати, у нас массу полезного времени;
  • Регулярное прослушивание тяжелого рока и попсы подавляют функции не только мозга, но и всего нашего организма. Гораздо полезнее может оказаться музыка нью-эйдж, классика, инструменталка или джаз;
  • Малоподвижный образ жизни. Уровень интеллекта напрямую зависит от состояния сердца и кровеносных сосудов. Физические упражнения и занятия спортом доставляют нам удовольствие, а наш организм при этом усиленно вырабатывает гормон дофанин, благодаря которому количество нейронов мозга поддерживается на нужном уровне.
  • Заниженная самооценка. Неуверенность в себе и убеждение, что у вас «никогда ничего не получается» могут все старания свести на нет. Развивайте позитивное мышление;
  • Ну, а про алкоголь, никотин и прочие «удовольствия цивилизации», я думаю, говорить не стоит. Даже школьнику понятно, что они вызывают кислородное голодание, и мозг медленно умирает.

…И жмем на «Газ»

Если с «не совсем хорошими» привычками покончено, самое время перейти непосредственно к способам развития интеллекта:

  1. Читайте книги, предпочтительно художественные, причем вслух – советуют японские психологи.
  2. Решайте головоломки, кроссворды, ребусы. Освойте игру в шахматы, шашки или нарды – великолепная тренировка для мозга.
  3. В первую очередь уделите внимание математическим навыкам. Они составляют основу интеллекта. Достаньте и проштудируйте учебник логики. Уберите с глаз долой калькулятор – считайте в уме.
  4. Будьте любопытны, как дети. Изучайте все новое, записывайтесь на семинары и тренинги, учите второй язык, развивайте память и внимание.
  5. Даже в обычных бытовых делах проявляйте нестандартность мышления. Пошли в магазин одной дорогой – обратно вернулись совсем другой.
  6. Займитесь творчеством.

Воплотив в жизнь хотя бы три пункта из указанных шести, смело добавляйте себе в копилку еще 10 баллов IQ.

Подведем итог

Итак, чтобы повысить уровень айкью, мы будем:

  • Регулярно тренировать мозг – прокачивать мотор нашей чудо-машины;
  • Отдавать предпочтение полезной пище – заливать качественный бензин;
  • Чаще давить на педаль газа, не забыв при этом отпустить «Тормоз» — распрощаемся с вредными привычками, пересмотрим режим дня и включим в него массу полезных занятий.

В этом случае мы быстро доберемся до пункта назначения под названием «Успех».

На сегодня все. Оставляйте комментарии, делитесь с друзьями в соцсетях. Если вы еще не подписаны на новости блога, обязательно это сделайте.

А я побежал наращивать свой айкью.
Всем до скорого! С уважением, Юрий Окунев.