Семья и социальная система. Функции и типы семьи

Она является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.

Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.

Характеристика семьи как малой социальной группы

Первоначальной основой всех союзов является брак, который заключается двумя молодыми людьми по взаимной любви и симпатии. Традиционным видом отношений в нашей стране считается союз между мужчиной и женщиной. Другие формы, такие как многоженство, многомужество или однополые в России запрещены.

Ячейки бывают самыми разными. В одних царят гармония, открытость, эмоциональная близость и доверительные отношения, в других – тотальный контроль, уважение и подчинения старшему.

Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:

По количеству детей

  • Бездетные – их мало, но они все таки есть.
  • Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.
  • Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.
  • Многодетные – от трех и более чад.

По составу

  • Полные – в которых есть мама, папа и дети.
  • Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.

По проживанию одного или нескольких поколения на одной жилой площади

  • Нуклеарные – состоящие из родителей и детей, не достигших еще совершеннолетия т.е. двух поколений, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. К этому стремится каждая молодая пара. Жить отдельно, только своей семьей, всегда лучше – меньше времени требуется на «притирки» друг к другу, сводятся к минимуму ситуации, когда муж или жена находятся «между двух огней», вынужденные принимать чью-то одну сторону и делать выбор в пользу родителей или супруга. Однако, не всегда получается сразу после свадьбы жить отдельно, особенно в крупных городах. Многие молодожены первые годы своей супружеской жизни вынуждены «гостить» у родителей, в ожидании решения собственного квартирного вопроса.
  • Расширенные или сложные – те, в которых проживают сразу несколько поколений, три или четыре. Это распространенный вариант для патриархальной семьи. Такие социальные группы встречаются как в сельской местности, так и в городах. Ситуация, когда в одной трехкомнатной квартире проживают бабушка и дедушка, родители и их выросшие дети, которые также успели обзавестись собственными женами, мужьями и детьми – уже не редкость. Как правило, в таких союзах старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков и правнуков – дает советы и рекомендации, водит на дополнительные развивающие занятия во Дворцы культуры, Дома творчества или образовательные центры.

По характеру распределения семейных обязанностей

  • Традиционная патриархальная. Главную роль в ней играет мужчина. Он – основной добытчик, полностью финансово обеспечивает потребности жены, детей, возможно и родителей. Он же принимает все основные решение, улаживает спорные ситуации, решает возникающие проблемы, т.е. берет на себя полную ответственность за членов своей фамилии. Женщина, как правило, не работает. Ее основная обязанность – быть женой своему мужу, невесткой родителям и матерью. Она следит за воспитанием и образованием детей, а также порядком в доме. Ее мнение при принятии важных решений обычно не учитывается.
  • Эгалитарная или партнерская. Полная противоположность патриархальной. Здесь супруги играют равные роли, договариваются, идут на компромисс, совместно решают проблемы, заботятся о детях. Домашние обязанности в таких ячейках, как правило, тоже разделены. Муж помогает супруге мыть посуду, полы, пылесосить, принимает активное участие в повседневной заботе о детях – может также их искупать, если они еще слишком малы, переодеть, позаниматься с ними или почитать сказку на ночь. Такие семьи обычно более эмоционально сплоченные. Для супругов и детей нежные прикосновения, ласковые слова, объятия и поцелуи на ночь и перед уходом – норма. Дети, на примере своих родителей, более открыто выражают свои чувства как тактильно, так и словесно.
  • Переходного типа – они вроде и не патриархальные, но еще и не партнерские. Это относится к тем союзам, в которых жена и муж решили быть более демократичными, поровну делить обязанности по дому, но на деле выходит, что женщина по-прежнему тянет всю ношу на себе, а действия мужа ограничиваются лишь чем-то одним – например, пропылесосил квартиру или помыл раз в неделю посуду. Или, наоборот, союз решает стать более патриархальным – муж работает, жена занимается домом. Но несмотря на это, супруг продолжает активно помогать супруге во всем, что касается быта и детей.

Функции семьи как малой социальной группы

Они выражаются в ее жизнедеятельность, которая имеет прямые последствия для общества.

  • Репродуктивная, самая естественная функция. Это одна из основных причин создания ячейки общества – рождение детей и продолжение своего рода.
  • Воспитательная и образовательная – она выражается в становлении и формировании личности маленького человека. Так дети приобретают первые знания об окружающем мире, усваивают нормы и допустимые модели поведения в обществе, приобщаются к культурным и духовным ценностям.
  • Хозяйственно-экономическая – она связана с финансовым обеспечением, ведением бюджета, доходов и расходов, покупку продуктов, предметов обихода, мебели и техники, всего, что необходимо для комфортной жизни. Эта же функция включает в себя распределение трудовых обязанностей по дому между супругами и подросшими детьми, в соответствии с их возрастом. Так, например, пятилетнему ребенку вводят уже минимальные обязанности – убирать за собой игрушки, посуду, заправить кровать. Хозяйственно-экономическое обеспечение затрагивает также и заботу о престарелых или больных родственниках, опеку над ними.
  • Эмоционально-психологическая – семья является надежным оплотом, тихой гаванью. Здесь можно получить поддержку, защиту и утешение. Установление эмоционально близких отношений между родными способствует развитию доверия и заботы друг к другу.
  • Духовная – связано с воспитанием у младшего поколения культурных, нравственных и духовных ценностей. Это чтение детям взрослыми сказок, стихов и басен, в которых рассказывается о добре и зле, честности и лжи, щедрости и жадности. Из каждой прочитанной сказки нужно делать вывод, как поступать хорошо, а как плохо. Посещать всеми детские кукольные и драматические театры, филармонию, смотреть постановки и концерты. Все эти действия способствуют формированию моральных и нравственных ориентиров, принятых в обществе, приобщает к культуре.
  • Рекреационная – совместный досуг и отдых. Это и обычные повседневные вечера, проведенные в кругу родных, интересные путешествия, экскурсии, походы, пикники и даже рыбалка. Такие мероприятия способствуют сплочению рода.
  • Социально-статусная – передача детям своего статуса, национальности, или принадлежности к какому-либо месту жительства, в городе или сельской местности.

Признаки семьи как малой социальной группы

Как групповое образование она имеет несколько видов признаков – первичные и вторичные.

Первичные

  • единая цель и деятельность;
  • личные взаимоотношения внутри союза, сформированные на основе социальных ролей;
  • определенная эмоциональная атмосфера;
  • свои ценности и моральные устои;
  • сплоченность – она выражается в дружественных чувствах, взаимоподдержке и взаимовыручке,
  • четкое распределение ролей;
  • контроль за поведение членов фамилии в обществе.

Вторичные

  • Конформность, способность уступить или подчиниться общему мнению.
  • Эмоциональная близость отношений, принадлежность, которые выражаются во взаимной симпатии, доверии, духовной общности.
  • Нормы поведения и ценности передаются от старшего поколения младшему через традиции и обычаи.

Особенности семьи как малой социальной группы: что характеризует ячейку общества

Семью, как малую социальную группу, отличают следующие признаки:

  • Рост изнутри – выполняя репродуктивную функцию, она расширяется. С каждым новым поколением количество ее членов возрастает.
  • Закрытость в отношении присоединения взрослых людей. У каждого ребенка есть свои мама и папа, бабушки и дедушки, других уже точно не будет.
  • Каждое изменение, касающееся отдельной яцейки общества, контролируется обществом и фиксируется государственными органами. В день свадьбы в отделе ЗАГСа в официальной книге появляется запись о регистрации брака, при рождении детей выдаются сперва справки, а потом и свидетельство, при расторжении брака также приходится выполнять все юридические формальности.
  • Долговременность существования. Каждый союз в своем развитии проходит определенный закономерный цикл – создание, появление первого ребенка, затем последующих детей, их воспитание и образование, период «пустого гнезда», когда уже взрослые дети сами женятся или выходят замуж и покидают отчий дом. А затем прекращает существовать, когда один из супругов умирает.
  • Семья, как малая соц.группа, в отличие от других, не предполагает наличие единой для всех деятельности. Каждый член выполняет свои обязанности, у всех они разные. Родители работают, финансово обеспечивают всех, следят за порядком в доме. Основная деятельность для детей зависит от их возраста – игровая или учебная. И только в определенные дни все родственники могут быть заняты чем-то одним – совместным досугом, например, или субботником.
  • Динамичные особенности – они выражаются в нормах поведения, идеалах, традициях и обычаях, которая каждая ячейка общества формирует для себя сама.
  • Обязательность эмоциональных отношений. Родители и дети связаны любовью, нежностью и заботой. Эта психологическая вовлеченность носит тотальный характер для всех членов фамилии.

Отличительной особенностью рода может стать и создание своей родословной , генеалогического древа . Работа по оформлению семейного альбома может выполнить сразу несколько задач:

  • Вовлекает каждого члена фамилии в этот процесс, совместную деятельность – маму, папу, детей, бабушек и дедушек.
  • Она способствует укреплению рода, его сплоченности.
  • Формирует уважительное отношение младшего поколения к истории своих предков.

Чтобы сделать генеалогическое древо по всем правилам и не запутаться в научных сложностях, воспользуйтесь услугой, которую предлагает компания «Российский Дом Родословия» в виде родословной книги . Ее авторы разработали уникальную методику, дают подробные рекомендации и инструкции, руководствуясь которыми вы без труда составите документальную историю своей семьи.


Семья – социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью. Семья – социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью. Семья – это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Семья – это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга.


Исследование семьи науками: Этнография – описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаевю Этнография – описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаевю Социология – изучает функционирование семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы. Социология – изучает функционирование семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы. Экономика семьи – изучение особенностей совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства. Экономика семьи – изучение особенностей совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства.


Семейное право рассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, заключения и расторжения брака. Семейное право рассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, заключения и расторжения брака. Демография – анализирует семейную структуру населения, статистику о размере и составе семьи. Демография – анализирует семейную структуру населения, статистику о размере и составе семьи. Педагогика – изучает вопросы воспитания детей в семье. Педагогика – изучает вопросы воспитания детей в семье.












Функции семьи Репродуктивная Репродуктивная Воспитательная Воспитательная Хозяйственно-экономическая Хозяйственно-экономическая Эмоционально-психологическая Эмоционально-психологическая Рекреационная Рекреационная Социально-статусная Социально-статусная Сексуальная Сексуальная


Семейные взаимоотношения Муж –жена Муж –жена Родители -дети Родители -дети Дети -дети Дети -дети Дети -бабушка (дедушка) Дети -бабушка (дедушка) Супружеская семья -родительские семьи каждого из супругов Супружеская семья -родительские семьи каждого из супругов






Гендерное поведение Пол – совокупность биологических отличий мужчин и женщин. (гены, определяющие половую принадлежность, половые хромосомы и т.д.) Пол – совокупность биологических отличий мужчин и женщин. (гены, определяющие половую принадлежность, половые хромосомы и т.д.) Гендер – психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин. Гендер – психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин.


Цели воспитания Привитие гигиенических навыков Привитие гигиенических навыков Привитие бытовых умений Привитие бытовых умений Привитие культуры общения Привитие культуры общения Физическое развитие Физическое развитие Интеллектуальное развитие Интеллектуальное развитие Развитие способностей Развитие способностей Подготовка к определенной профессии иили сфере деятельности Подготовка к определенной профессии иили сфере деятельности


Стили воспитания в зависимости отношений поддержки родителей ребенка и особенности контроля за его поведением. Стили воспитания в зависимости отношений поддержки родителей ребенка и особенности контроля за его поведением. Высокий контроль Высокий контроль АВТОРИТАРНЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ АВТОРИТАРНЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Низкая поддержка Высокая поддержка Низкая поддержка Высокая поддержка ГИПООПЕКА ГИПЕРОПЕКА ГИПООПЕКА ГИПЕРОПЕКА Низкий контроль












Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ» Стиль воспитательных отношений: ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива Учет возрастных особенностей, потребностей, нужд. Доброжелательность открытость, открытость, инициативность. инициативность.Заботливость,ответственность, самостоятельность. самостоятельность.Уверенность,трудолюбие. Равноправие. Особенности воспитания: Учёт интересов и желаний. Формирующиеся черты характера: Поддержка,помощь. Взаимная забота и ответственность.


Девиз воспитания« ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Девиз воспитания: « ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Стиль воспитательных отношений:АВТОРИТАРНЫЙ Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, Золушка, паинька. козел отпущения, Золушка, паинька. Ограничение свободы выбора, выбора,самостоятельности. Тревога, одиночество, комплексы неполноценности, комплексы неполноценности, вины за что-то. Лживость,подобострастие, угодничество, забитость. угодничество, забитость.Мстительность, агрессивность, обида, озлобленность. озлобленность. Игнорирование нужд, желаний,Потребностей. Особенности воспитания: Высокие требования, много обязанностей, отсутствие поддержки. Формирующиеся черты характера: Деспотизм, тирания, эмоциональноеОтвержение. Жесткая система запретов, запретов, санкций, наказаний. санкций, наказаний.


Девиз воспитания: «ВМЕСТО» Стиль воспитательных отношений: ГИПЕРОПЕКА Роль ребенка в семье: кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненный маменькин сынок, болезненный Освобождение от трудностей и неприятных обязанностей Иждивенчество,нетребовательны к себе. Капризность, нерешительность, нерешительность,Безынициативность.Эгоцентризм,агрессивность,жесткость. Не регламентируется поведение. поведение. Особенности воспитания: Преувеличениеталантов и способностей Формирующиеся черты характера: УдовлетворениеприхотейПокровительство


Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ» Стиль воспитательных отношений: ГИПООПЕКА Роль ребенка в семье: козел отпущения, путающийся под ногами, беспризорник. путающийся под ногами, беспризорник. Отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике. Воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий. Грубость, гневность, агрессивность,мстительность. Отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость. Игнорированиепотребностей, желаний, интересов, нужд. Особенности воспитания: Эмоциональное равнодушие, равнодушие, холодность, отвержение. Формирующиеся черты характера: Упрёки во всех своих бедах. Вседозволенность;или жесткие требования.


Стиль воспитательных отношений: ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Особенности воспитания: учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка; учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка; равноправие; равноправие; взаимная забота и ответственность; взаимная забота и ответственность; поддержка, помощь и т.п. поддержка, помощь и т.п. Формирующиеся черты характера: доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п. Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ» Роль ребенка в семье: РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА


Стиль воспитательных отношений: АВТОРИТАРНЫЙ Особенности воспитания: Особенности воспитания: ограничение свободы, выбора, самостоятельности ограничение свободы, выбора, самостоятельности игнорирование нужд, желаний, потребностей, игнорирование нужд, желаний, потребностей, высокие требования; высокие требования; много обязанностей; много обязанностей; отсутствие поддержки; отсутствие поддержки; жесткая система запретов, санкций, наказаний; жесткая система запретов, санкций, наказаний; жесткое обращение; жесткое обращение; деспотизм, тирания; деспотизм, тирания; эмоциональное отвержение. эмоциональное отвержение. Формирующиеся черты характера: чувство тревоги, одиночества, комплексы, чувство тревоги, одиночества, комплексы, неполноценности, вины за что-то, лживость, подобострастие, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков. неполноценности, вины за что-то, лживость, подобострастие, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков. Девиз воспитания: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька.


Стиль воспитательных отношений: ГИПЕРОПЕКА Особенности воспитания: удовлетворение прихотей удовлетворение прихотей покровительство покровительство освобождение от трудностей и неприятных обязанностей освобождение от трудностей и неприятных обязанностей преувеличение талантов и способностей преувеличение талантов и способностей слабо или совсем не регламентируется поведение и т.п. слабо или совсем не регламентируется поведение и т.п. Формируются черты характера: эгоцентризм, иждивенчество, тунеядство, эгоцентризм, иждивенчество, тунеядство, потребительство, требовательность, потребительство, требовательность, капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Девиз воспитания: «ВМЕСТО» Роль ребенка: кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненный, маленький.


Стиль воспитательных отношений: ГИПООПЕКА (равнодушие, безнадзорность) Особенности воспитания: отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности; отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности; игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд; игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд; эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение; эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение; попустительство в сфере контроля за поведением; попустительство в сфере контроля за поведением; вседозволенность; вседозволенность; жесткие требования; деспотизм, тирания; жесткие требования; деспотизм, тирания; упреки во всех своих бедах. упреки во всех своих бедах. Формирующиеся черты характера: самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д. самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д. «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ» Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ» Роль ребенка козел отпущения, Роль ребенка: козел отпущения, путающийся под ногами, мальчик для битья путающийся под ногами, мальчик для битья.
















Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, а также другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.

С развитием общества изменяются брак и семья. Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка, бабушка). Так, в нынешней семье мы видим реликты прошлых вековых семейных отношений и ростки будущей семьи.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении её членов.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включающая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т. д. Семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому - деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции: половое регулирование; воспроизводство населения, которое осуществляет семья; социализация; удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании; экономическая, бытовая функции.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, в частности исполнением этих ролей определяется воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является уважение другого человека.

Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу.

Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же, как и здоровье семьи от общества.

1. Понятие семьи и брака, их исторические типы

Один из наиболее важных разделов социологии - исследование семьи и брака. Социология семьи - это отрасль социологии, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития семьи (семейно-брачных отношений) как социального феномена в конкретных культурных и социально-экономических условиях, сочетающего в себе черты социального института и малой социальной группы.

Важно обратить внимание на определение концептуальных понятий родства, брака и семьи.

Семьёй называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Родство. Этот термин означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним прежде всего относятся биологические связи, брак, половые нормы и правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.д. В общей системе родственных отношений существует два типа семейной структуры: нуклеарная семья и расширенная.

Брак можно определить, как социально признанный и одобренный союз полов между двумя взрослыми индивидами. Когда двое людей вступают в брак, они становятся родственниками. Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной. Известны браки моногамные и полигамные .

Моногамия - тип брака, при котором мужчина и женщина состоят только в одном браке.

Полигамия - когда мужчина и женщина могут состоять одновременно в нескольких браках. Здесь выделяют полигинию, при которой мужчина может быть женат более чем на одной женщине, и полиандрию, при которой женщина может иметь одновременно нескольких мужей. В большинстве обществ отдаётся предпочтение полигинии. Джордж Мердок (1949) исследовал множество обществ и установил, что в 145 из них существовала полигиния; в 40 преобладала моногамия и лишь в 2-х - полиандрия. Остальные общества не соответствовали ни одной из данных категорий. Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где она считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жён. Фактически большинство мужчин в полигиническом обществе имели одну жену. Право иметь несколько жён обычно давалось человеку из высшего класса.

Во многих традиционных обществах преобладали следующие формы предпочитаемого партнёрства. При экзогамном (межродовым, межплеменным) браке табу распространялось только на членов своего рода, и половое общение ограничивалось только с кровными родственниками; представителей же других родов и племён это не касалось. В других культурах наоборот, браки заключались только между индивидами, принадлежавшими к одному и тому же роду. Эта форма брака именуется эндогамией.

Что касается правил выбора местожительства, то в обществах существуют различные правила. Неолокальное местожительство означает, что новобрачные живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из своей семьи и живёт в семье мужа либо поблизости от дома его родителей. В обществах, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожёны должны жить с родителями невесты или поблизости от них . Неолокальное местожительство, считавшееся нормой на Западе, редко встречается в остальной части мира. Лишь в 17 из 250 обществ, изученных Мердоком, молодожёны переселялись на новое местожительство. Патрилокальное местожительство нашло распространение в обществах, где существовали полигиния, рабство и часто происходили войны; члены этих обществ обычно занимались охотой и сбором растений. Матрилокальное местожительство считалось нормой, где женщины пользовались правом землевладения. Неолокальное местожительство связано с моногамией, тенденцией к индивидуализму и равному экономическому положению мужчин и женщин. В плане родословной и наследования имущества, существует три типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространённой является родословная по мужской линии. Хотя жена поддерживает отношения со своими родственниками, и ее ребёнок наследует её гены, дети становятся членами семьи мужа. В некоторых случаях, например, среди жителей Тробиандских островов, родство определяется по женской линии, т.е. по родословной женщины. Как принято на Тробиандских островах, молодые жёны живут в посёлке у мужа, но имущество и ежедневная помощь поступает по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены . семья родство брак проблема

В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двухсторонней родословной. Она является общепринятой в 40 % мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери. Однако при такой системе могут возникать и проблемы. Многочисленные обязанности по отношению ко многим родственникам, например, необходимость их посещать, дарить подарки по торжественным случаям и одалживать деньги могут стать обременительными. Конечно, это вполне устраивает детей, которым нравится получать подарки от родственников.

2. Проблемы семьи в современном обществе

Проблемам социально обусловленных изменений, происходивших с традиционной семьёй на протяжении почти двух последних столетий, социологами, в основном западными, всегда уделялось самое пристальное внимание. Несмотря на то, что социологи и социальные антропологи провели целый ряд серьёзных исследований семейной структуры в различных обществах, большинство их работ всё же посвящено анализу семьи в развитых странах Запада. Это не случайно, поскольку процесс трансформации традиционных обществ в современную форму, обусловивший характерные изменения традиционной семьи, в первую очередь затронул именно эти страны. И именно в этих странах приблизительно к концу XIX в. социологами было отмечено разрушение традиционных структур - семьи, соседства, ремесленного цеха и т.д., поскольку системные изменения в обществе не могли не повлечь аналогичных изменений в его составляющих, в том числе семье.

В качестве характерных признаков традиционного общества неоэволюционистами обычно называются низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, преобладание аграрного сектора в экономике, низкий уровень развития технологий, жёсткий внешним социальный контроль, низкая социальная мобильность и т.д.; в качестве основных характеристик современного - развитая промышленность, её преобладание в экономике, крупное машинное производство, отделение места работы от места жительства, высокий уровень развития технологий, значительный прибавочный продукт, высокая социальная мобильность и т.д.

Ещё Г. Спенсер утверждал, что общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все его части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с непохожими друг на друга элементами. В сложном обществе в отличие от простого одну часть (т.е. социальный институт) нельзя заменить другой. К усложнению общественного устройства, более узкой специализации его частей приводит процесс адаптации индивидов, групп и институтов к социальному окружению. Эволюция, таким образом, представляет собой процесс увеличения дифференциации и сложности социальной системы, который наделяет её большей способностью адаптироваться к своему окружению.

Среди социологов на проблему модернизации существует значительное число точек зрения, зачастую противоречащих друг другу по поводу отдельных аспектов. Все они, тем не менее, понимают модернизацию как некую совокупность экономических, социальных, культурных, политических и прочих перемен, связанных с процессами индустриализации, урбанизации, освоения научно-технических достижений. При этом происходит непрерывный процесс приспособления всё новых и новых поколений индивидов, групп и институтов к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности в обществе, а одним из результатов этого процесса являются изменения в функциях и структуре семьи.

Изменения традиционной семьи приводятся отдельными исследователями проблем модернизации и в качестве примеров, подтверждающих положения их теорий, в частности У. Огборном (теория культурного лага), У. Гудом (теория конвергенции) и др. Несмотря на то, что эти и другие теории подвергались критике за несколько упрощённую трактовку происходящих в обществе перемен, все они справедливо интерпретируют изменения традиционной семьи как реакцию данного социального института на указанные перемены. Семья преобразует свою структуру, тип, виды деятельности, адаптируясь к изменениям в обществе. Тем самым она должна способствовать выживанию социальной системы, сохранению её нормального, устойчивого состояния. В действительности же отмеченные изменения могут не вести к сохранению устойчивости и выживанию социальной системы .

Здесь следует обратиться к рассмотрению одной из главных проблем структурного функционализма - функциональной необходимости и функциональных альтернатив. Понятие функциональной необходимости основывается на предположении о том, что в обществе существуют такие универсальные потребности или функциональные требования, которые обязательно должны удовлетворяться для его существования и нормального функционирования. Причём в раннем функционализме не уточнялось, то ли определённая функция необходима, то ли структурная единица, её выполняющая.

Говоря о такой фундаментальной потребности общества, как физическое воспроизводство населения, невыполнение или ненадлежащее выполнение которой вне всякого сомнения через какое-то время грозит гибелью социальной системе, необходимо признать, что в условиях современной институциональной структуры общества она может быть реализована только институтом семьи. Репродуктивная социальная функция является настолько специфической функцией института семьи, что её осуществление вряд ли может быть передано другим структурным единицам или их совокупности.

Однако, для того, чтобы все перечисленные явления институционализировались, т.е. приобрели устойчивый, массовый характер, стали социально одобряемыми и выступили более или менее полноценной альтернативой семье как институту физического воспроизводства населения (если такое вообще возможно), должно смениться не одно поколение и пройти не один десяток лет. Кроме того, подобное вмешательство в естественный процесс зачатия, вынашивания плода и родов может привести к непредсказуемым последствиям как биологического, так и социального характера.

Следовательно, на современном этапе развития общества можно говорить не только о функциональной необходимости физического воспроизводства населения, но и о структурной необходимости семьи как института такого воспроизводства просто в силу отсутствия подходящих структурных альтернатив. Таким образом, полностью или частично не выполняя репродуктивную социальную функцию, семья ставит под угрозу существование общества в целом, препятствует нормальному его функционированию; при этом репродуктивную индивидуальную функцию она может вполне успешно выполнять, полностью удовлетворяя потребность в детях на уровне отдельной личности или семьи.

Важно разграничивать изменения в специфических и неспецифических функциях семьи. Неспецифические функции семьи менялись на протяжении всей истории человечества, но негативные процессы начались только, когда изменения коснулись её специфических функций. Это следует уже из самой трактовки А.Г. Харчевым понятия неспецифических функций семьи, согласно которой это - те функции, к выполнению которых семья оказалась приспособленной или принужденной в определённых исторических обстоятельствах .

Во все исторические эпохи вплоть до самого недавнего времени семья успешно выполняла свои специфические функции, способствуя выживанию общества в целом, а все изменения в основном сводились лишь к изменению неспецифических функций семьи. Указанные изменения как раз и выражались прежде всего в том, что семья постепенно освобождалась от многих своих неспецифических функций, передавая их, по крайней мере частично, другим социальным институтам.

Поскольку структурные функционалисты обычно анализируют общество с точки зрения влияния его отдельных частей на функционирование единого целого, то и семья исследовалась ими с точки зрения её функций или социальных потребностей, которые она удовлетворяет. В частности, У. Огборн придаёт особое значение изменению функций семьи, происходивших на протяжении двух последних столетий, утверждая, что большинство из них в указанный период семьёй было утрачено. "Перехват" семейных функций бюрократическими и коммерческими службами приводит, по его мнению, к разрушению семьи.

Т. Парсонс, признавая частичную утрату семьёй присущих ей функций, таких как экономическая, социально-статусная, обеспечения социального благосостояния и др. (т.е. неспецифических по А.Г. Харчеву), не считает это признаком разрушения её как социального института. По его мнению, семья становится лишь более специализированным институтом, реализующим, главным образом, функцию социализации детей в раннем детстве и обеспечивающим их эмоциональное удовлетворение. Современная семья, таким образом, по сравнению с традиционной играет более эффективную роль в подготовке детей к исполнению в будущем ролей взрослых.

Различия (главным образом между западными и отечественными исследователями) - лишь в оценке, интерпретации этих перемен, конкретным выражением которых являются следующие характерные для любого современного общества, в том числе российского, тенденции в изменении структуры семьи:

Массовая нуклеаризация семьи, уменьшение доли семей, состоящих из трёх поколений, увеличение доли престарелых одиночек вследствие ухода из семей их взрослых детей;

Снижение брачности, увеличение доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса незаконнорожденных детей в этих сожительствах, увеличение доли матерей-одиночек, рост доли "осколочных" семей с одним родителем и детьми, распространение повторных браков и семей, где один из родителей не является для детей родным, увеличение доли семей, где имеются дети от повторного брака и от первых браков каждого из супругов;

Массовая малодетность семей.

Отношение к семье как к социальному институту, ответственному за воспроизводство детей в количестве, необходимом хотя бы для простого замещения поколений, а к сокращению рождаемости ниже уровня простого воспроизводства как к деградации этого института, предполагает поиск причин, её вызвавших. Самой общей причиной такой деградации является модернизация традиционного общества с присущими этому процессу индустриализацией, дифференциацией и специализацией функций и институтов, урбанизацией и т.д. Существенными моментами в этом процессе являются во-первых, развитие и дифференциация институтов, специализирующихся именно на поддержании существующих поколений, а не воспроизводстве новых, а во-вторых, усиление ценностей индивидуализма и выдвижение их на первый план по сравнению с ценностями семейными.

Однако здесь возникают два вопроса. Первый - действительно ли процесс индустриализации и развития институтов, специализирующихся на поддержании уже имеющихся членов общества с неизбежностью влечёт деградацию института воспроизводства новых поколений или возможно одновременное эффективное функционирование институтов, ответственных и за поддержание, и за воспроизводство в условиях индустриальной и постиндустриальной цивилизации? Второй - являются ли ценности индивидуализма и ценности семейные, в частности репродуктивные, в самом деле взаимно исключающими друг друга?

Говоря об изменениях института семьи, результатом которых явилась деградация его репродуктивной социальной функции, а, следовательно, деградация семьи как института воспроизводства населения, следует прежде всего рассматривать эволюцию репродуктивных ценностных ориентаций индивидов, поскольку именно на их основе осуществляются соответствующие реальные акты поведения.

Разделение брачно-семейного, сексуального и репродуктивного поведения людей произошло в результате разделения потребностей в браке, в брачном партнёре, физиологической сексуальной и нефизиологической репродуктивной потребности (потребности в детях). Именно в этом заключаются важнейшие изменения семьи как института воспроизводства населения, происходящие в процессе модернизации традиционного общества. Традиционное общество, таким образом, характеризуется, помимо всего прочего, недифференцированностью и неразвитостью потребностей, что соответствует неразвитости личности, её подчинённости обществу, а также недифференцированности мышления и деятельности индивидов (и, в конце концов, неразвитости и недифференцированности социальных институтов).

Переход к современному обществу способствовал осознанию и разделению названных выше потребностей, а главное - выделению, обособлению репродуктивной потребности и превращению её в терминальную, т.е. осознанию само ценности детей. Результатом же эволюции собственно репродуктивной потребности явилось снижение её величины до уровня, не обеспечивающего даже простое воспроизводство населения. Наряду с эволюцией репродуктивной потребности происходила эволюция системы социального контроля в сфере пред брачного, брачно-семейного, репродуктивного и сексуального поведения индивидов. Если в традиционном обществе социальный контроль проявляется экзогенно, то в современном - как правило, эндогенно, хотя и невозможно в отдельно взятом конкретном обществе в чистом виде выделить тот или иной тип социального контроля, поскольку всегда будут присутствовать и внешняя, и внутренняя его составляющие. Можно с уверенностью говорить лишь о преобладании внешней составляющей в традиционных обществах, внутренней - в современных (за исключением тоталитарных государств) .

Гораздо сложнее обстоит дело с функцией социального контроля в указанных сферах в современном обществе, поскольку подход к её рассмотрению и оценке целиком зависит от подхода к рассмотрению семьи. В частности, с точки зрения идеологии модернизации данная функция в любой из индустриально развитых западных стран эффективно выполняется по крайней мере институтом государства, поскольку социальная политика последнего, как уже говорилось, ориентирована на подчинение общих интересов частным, стимулирование максимальной нуклеаризации семей, уменьшения их размера, поддержку всевозможных "адаптивных" форм семей и т.д.

В результате все эти меры способствуют превращению семьи в институт с каким угодно набором функций, только не в институт полноценного количественного воспроизводства поколений. Но поскольку такие изменения оцениваются положительно, то и функция социального контроля в том виде, в каком она реализуется в современных западных обществах, может быть оценена только положительно.

Главным стимулом репродуктивного поведения индивида выступает потребность в детях, которая выражается в том, что "без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения в своей личностной самореализации". "Подобающее" число детей во все времена в традиционных обществах превышало требуемое для простого воспроизводства населения, что элементарно подтверждается постоянно растущей его численностью на протяжении всей истории человечества.

Естественно, в значительной степени высокий уровень рождаемости в традиционных обществах был обусловлен неразрывностью актов брачно-семейного, сексуального и репродуктивного поведения индивидов. Это выражалось в однозначной последовательности их вступления в брак, начала сексуальных отношений и рождения детей и прямо предписывалось традиционными социальными нормами. Были неотделимы друг от друга потребность в браке и брачном партнёре, физиологическая сексуальная и социальная (в смысле: не физиологическая) репродуктивная потребность (что к тому же способствовало высокой прочности заключаемых браков).

Однако очевидно, что без наличия индивидуальной потребности в значительном числе детей (то есть не физиологического, а социального компонента единой брачно-сексуально-репродуктивной потребности) у большинства населения и соответствующих социальных норм детности, господствовавших в традиционных обществах, невозможно было бы поддержание высокого уровня рождаемости на протяжении тысячелетий. Последнее подтверждается, например, прямой зависимостью социального статуса главы семьи от её размеров и общей выраженной ориентацией традиционных социальных норм на большое число детей в семье.

В современном обществе произошло разделение потребности в браке и брачном партнёре, потребности в детях и сексуальной потребности. Потребность в брачном партнёре и сексуальная потребность остались на прежнем высоком уровне, величина же потребности в браке и потребности в детях снизилась до уровня, когда примерно половина заключаемых браков распадается в первые несколько лет совместной жизни, а рождаемость находится на уровне, который почти в 2 раза ниже, чем требуется для простого воспроизводства населения. Социальные нормы в указанных сферах в современном обществе либо соответствуют текущим индивидуальным потребностям большинства населения, либо вообще отсутствуют. То есть "подобающее" число детей по современным социальным нормам, как правило, является таким, при следовании которому большинства семей не обеспечивается даже простое воспроизводство населения.

Получается, что индивид в современном обществе при рождении у него троих и более детей (т.е. в количестве, выходящем за рамки "подобающего" их числа) испытывает "затруднения в своей личностной самореализации", проще говоря, ощущает себя неполноценным. Это же подтверждает доказанный и объяснённый современной наукой т.н. парадокс обратной связи между уровнем и качеством жизни семей и числом детей в них. Дело здесь не только и не столько в том, что многодетное репродуктивное поведение в современном обществе осуждается общественным мнением (хотя и это имеет место), а в том, что его социальная структура такова, что практически невозможно одновременно занимать в нём некий достаточно высокий социальный статус (профессиональный, например) и социальный статус многодетного родителя. Достижение одного почти исключает достижение другого ввиду их прямой конкуренции, а малодетное репродуктивное поведение является формой адаптации подавляющего большинства индивидов и создаваемых ими семей, а, следовательно, семьи как социального института к современным условиям жизнедеятельности в обществе.

На вопрос, почему так происходит, можно ответить, обратившись к уже рассмотренной эволюции потребностей личности и системы социального контроля. Эволюция личностных потребностей заключается в их развитии, дифференциации и специализации по мере модернизации общества, а длительное существование социального института предполагает частичный переход от экзогенной формы социального контроля к эндогенной. Развитие и дифференциация потребностей способствовали не только выделению и обособлению репродуктивной потребности, но и появлению многих других потребностей, не присущих традиционному обществу (преимущественно материального характера).

В то же время, система социального контроля, прямо навязывая индивиду в традиционном обществе многодетное репродуктивное поведение, в современном - неявно и опосредованно способствует обратному, выдвигая на первый план ценности благосостояния, индивидуального бытового комфорта, материальных благ. Названные ценности в современных западных обществах провозглашаются в качестве приоритетных при активном и целенаправленном содействии государства - основного института социального контроля в любом обществе. Личность же в процессе социализации всего лишь усваивает господствующие в обществе нормы, ценности, образцы и стереотипы мышления и поведения, результатом чего является массовое стремление к материальным благам в ущерб всему остальному .

В принципе, в современном обществе относительно любой потребности, кроме чисто физиологических, можно сказать, что это - "устойчивое социально-психологическое состояние социализированного индивида, проявляющееся в том, что без…" к примеру, наличия чего-то в подобающем количестве, объёме или качестве, в подобающем месте, в подобающее время или в подобающих обстоятельствах и т.д. "…он испытывает затруднения в своей личностной самореализации". Поэтому подавляющим большинством населения в современном обществе реализуется следующая "идеальная" модель: материальный достаток (как он понимается в конкретной общности или субкультуре) и один-два ребёнка, причём потребность в детях (даже в одном или двух) имеет шанс быть полностью реализованной только, если удовлетворена потребность в материальном достатке.

3. Тенденции развития современной семьи

Закономерные и случайные сдвиги в развитии общества (урбанизация и т.д.) подрывают устои традиционной семьи, характеризуют направленность семейной жизни. Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Новые количественные и качественные параметры семьи, обуславливают и специфику выполняемой семьёй функций, особенно репродуктивной и воспитательной.

Экономические реформы, свобода индивидуальной деятельности меняют общество. Появляются богатые, бедные, нищие, безработные. И если для старого общества характерны были такие типы семьи, как семья рабочего, семья колхозника, семья интеллигента, так в современном обществе можно выделить много новых типов: семья миллионера, бизнесмена, уличных торговцев, безработного, в которых с традиционными семейными проблемами (воспитание детей, главенство в семье) появляются новые проблемы социокультурного, психологического плана. Дети в семье коммерсантов имеют достаточную материальную обеспеченность, много карманных денег, но зачастую остаётся без присмотра взрослых, лишены духовно-нравственного общения с родителями в силу отсутствия у них времени. В семье безработного свои проблемы: резкое падение авторитета отца в глазах детей, т.к. он не может содержать семью и уже не кажется сильным человеком. У ребёнка разрушается чувство безопасности. В семье воцаряются неуверенность, страх за будущее. Большой интерес представляют собой семьи фермеров, где дети раньше, чем в другой семье, вовлекаются в трудовую деятельность. Каждый новый тип семьи порождает свои специфические проблемы .

В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности. После 1987 года рождаемость стала резко падать, смертность населения стала увеличиваться. Появилось много бездетных семей. В настоящее время в России преобладает однодетная семья. Малодетная семья, особенно однодетная, уникальна. В ней возникают многие трудности и, в первую очередь, связанные с воспитанием единственного ребёнка. Однодетность негативно влияет на характер ребёнка, на детско-родительские отношения.

С начала 70-х годов наблюдается отчетливая тенденция увеличение числа детей, рождённых вне зарегистрированного брака. В 1970 каждый 10 новорождённый появлялся вне брака. У женщин до 20 лет каждое 5 рождение - вне брака. В стране увеличилось число внебрачных связей, семей одиноких матерей, где отсутствует один из важнейших факторов воспитания - отец. Высокая доля внебрачных рождений характерна для Сибири, Чечено-Ингушетии.

Новая структура семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её нуклеаризации. От 50 до 70 % молодых супругов хотят жить отдельно от родителей. С одной стороны, это благотворно сказывается на молодой семье, т.к. в ней быстро идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны такая семья лишается систематической помощи родителей, особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима.

Нуклеаризация характерна для развития семьи во всём мире. Например, английские, американские семьи неолокальны, т.е взрослые дети почти всегда отдельны от родителей. В семье наблюдается процесс эгалитаризации семьи и демократизации внутрисемейных отношений между супругами, родителями и детьми.

Появились и другие (альтернативные) семьи. Это семья, где мужчина, имея жену и детей и поддерживая их, в то же время имеет ещё и любовницу и так же её содержит. Обе семьи знают о существовании друг друга. Такая форма семьи получила название семья - конкубинат. Нередки, стали семьи, где муж и жена живут в отдельных квартирах. Это так называемый годвин - брак.

Хотя в современной семье отношения между мужем и женой строятся по принципу взаимозаменяемости, где отсутствует жесткое закрепление обязанностей, в ней намечается тенденция традиционализмами семейных ролей в патриархальном их значении: закрепление за женщиной роли только хранительницы домашнего очага, матери, а отца - ролью кормильца, добытчика. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут содержать безбедно свою семью, а жена становится лишь хозяйкой дома, во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются полностью материнским уходом, сфера обслуживания, разваливаясь, компенсируется всё расширяющимися домашними обязанностями у женщин, привязывая их к семье и отнимая всё свободное время.

Повышение общего уровня благосостояния общества, налаживание всех отраслей индустрии потребления, совершенствование детских дошкольных учреждений и т.д. позволит не уйти в сторону деэмансипации женщины, вынужденной традиционализмами семьи. При этом семья должна иметь все условия для свободного выбора формы своей жизнедеятельности.

Анализируя жизнедеятельность семьи в современной ситуации, необходимо отметить некоторую формализацию семейных отношений, когда семейная жизнь строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются в семье материальные проблемы, когда в общении семьи нет теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением родителей от детей, которое проявляется как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей.

В настоящее время в обществе можно зафиксировать разные формы семей. Широкое распространение получили семьи, в которых брак юридически не оформлен. Молодые люди живут вместе, ведут одно хозяйство, но брак не регистрируют. В лучшем случае брачные отношения юридически оформляются, когда появляются дети .

Вообще, несмотря на разного рода трудности, семья в жизни человека является одной из главных ценностей. Так, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, 65 % опрошенных отметили, что основную роль в их жизни играет семья, 26 % назвали эту роль семьи достаточно значимой. Далее следует деньги, работа. Но с другой стороны, растёт и число одиноких людей.

Заключение

В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом. Но главный вывод, с которым согласны социологи любого периода времени - это то, что семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу.

Создание благополучной семейной обстановки для каждого человека общества способствует снижению негативных явлений в обществе, таких как наркомания, преступность, так как личностные качества человека формируются семьёй.

Но в данный период времени у молодых людей наблюдаются огромные трудности в создании и сохранении семьи. Так тяжёлая социальная и экономическая обстановка в стране тормозит рост семей и количество рождаемых детей. Особенно эта проблема актуальна в России, где спад рождаемости настолько велик, что не может обеспечить воспроизводство населения. Поэтому одним из путей выхода из сложившейся ситуации является оказание материальной помощи многодетным семьям, малоимущим и молодым семьям, повышение уровня жизни населения, финансирование государством детских дошкольных учреждении и общеобразовательных, так как материально-бытовые проблемы семьи оказывают на неё дестабилизирующее действие. Большое значение имеют в сохранении семьи имеет культурный уровень её членов. Грубость, нетерпимость, пьянство хотя бы одного из супругов ведут к разрушению семьи.

Мне кажется, что проблемы распада семьи, негативной семейной обстановки, а в результате и отсутствие положительного воспитания детей связаны с отсутствием внимания и поддержки со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не понимание молодыми, что создание семьи, это задача не из лёгких и требует от человека больших эмоциональных затрат.

Список используемой литературы

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., МГУ, 1996. C. 304.

2. Ощепкова А.П. Сибирская семья: особенности развития и формирования нравственности, культуры личности. - Томск, 1996.

3. Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 2002. C. 344.

4. Харчев А.Г. Социология семьи. М.: ЦСП, 2003. C. 342.

5. Жизнедеятельность семьи: Тенденции и проблемы / Отв. ред. Антонов А.И. - М., 1990. C. 127.

6. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1989. C. 114.

7. Социология. Учебник. /Под ред. Кравченко А.И. Арсофт, 2005. C. 640.

8. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. C. 512.

9. Семья и общество/ Отв. ред. А. Харчев. - М.: Наука, 1992.

10. Социология. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. - М.: Мысль, 1990. С. 281.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Семья как малая социальная группа. Основные типы семьи. Специфика семьи как социального института, ее основные функции. Межличностные отношения между детьми и родителями. Факторы семейной связи, определяющие крепость семьи. Проблемы современной семьи.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Сущность, структура и специфика семьи как социального института и малой группы; ее репродуктивная и социализирующая функции, общественное и индивидуальное значение. Тенденции изменения, формы и проблемы брака и семьи в современном российском обществе.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2012

    Семья как малая социальная группа. Функции семьи. Социальная роль мужчины и женщины в современном институте семьи. Особенности проблем, появляющихся в семье. Причины краха семейных отношений в современном обществе. Пути решения семейных проблем.

    презентация , добавлен 24.05.2012

    Структура и функции семьи как малой социальной группы и социального института. Существенные признаки семьи: брачные или кровно-родственные связи, совместное проживание в одном помещении, общий семейный бюджет. Cовременные тенденции развития семьи.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2014

    Понятие и типы социального института. Сущность и структура семьи, ее функции и роль в процессе социализации личности. Формы и исторические типы семьи. Основные тенденции и природа семейного конфликта. Тенденции развития современной семьи и ее кризис.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Признаки и функции семьи. Исторические этапы ее развития. Кризис института семьи в современном обществе. Принципы, формы и задачи социальной защиты семьи. Управление учреждением социального обслуживания семьи и детей. Структура и порядок их работы.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2012

    Роль семьи в современном обществе. Понятие семьи и брака: исторические типы, основные функции. Изучение жизненного цикла семьи - последовательности социальных и демографических состояний с момента образования семьи до момента прекращения ее существования.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Историческое развитие семьи, ее структура и значение в современном обществе. Семья как социальный институт и как малая социальная группа. Продолжение человеческого рода и преемственность поколений как потребности общества. Условия социализации личности.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Теоретический анализ значимости института семьи для различных групп людей. Характеристика типов семьи. Особенности и методы соответствия между запросом к типу семьи и реализацией. Социальные проблемы современной семьи. Семья в демографической ситуации.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2010

    Проблема определения понятия "семья" в социологии семьи и демографии. Семья как социальный институт и малая группа: субъект физического и социального воспроизводства поколений. Специфические и неспецифические, индивидуальные и социальные функции семьи.

§ 1. Понятие и функции семьи

Итак, семья – это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления. В то же время от других групп семью отличают некоторые признаки :


  • брачные или родственные связи между ее членами;

  • общность быта;

  • особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения;

  • пожизненная принадлежность к семейной группе;

  • максимальный гетерогенный состав группы;

  • максимальная степень неофициальности контактов в семье.

Следует различать понятие семья и брак . Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правила объединяет не только супругов , но и их детей, а также других родственников. Современные отечественные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.


Типы семей

  • Традиционная – большая семья, состоящая из нескольких поколений ближайших родственников, во главе которой стоит мужчина, руководящий всей ее жизнью. Воспитывается уважение к авторитету старших, традиционные нормы, но не развивается инициативность и гибкость в общении.

  • Детоцентрическая семья характеризуется развитой системой моральной, психологической и материальной опеки старшего поколения над младшим. Главная задача семьи – обеспечение счастья ребенка (детей).

  • Супружеская семья живет самостоятельной жизнью, стремится к материально независимой жизни; в ней больше развита идентичность, создаются условия для реализации своих возможностей каждым членом семьи, в том числе детьми.

Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними.


  1. подсистема пары или супругов образуется с заключением брака.

  2. подсистема родителей появляется с трансформацией супружеской пары после рождения ребенка. Родительская подсистема обязана учитывать потребности всех растущих в семье детей.

  3. подсистема детей предоставляет ребенку возможность быть лишь ребенком, позволяет изучать отношения сверстников, воспитывать способность к согласию и приспособлению .

Границы регулируют отношения между подсистемами, а вместе с тем и внутри них. Термин граница используется в описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи.
Внешние границы – это границы между семьей и социальным окружением. Они проявляются в том, что члены семьи ведут себя по-разному друг к другу и внешним окружением.

Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении членов различных подсистем.

Три типа границ:


  • четкие

  • ригидные (изолируют членов семьи друг от друга)

  • диффузные (неясны функции подсистемы; утрачивается автономия; супружеская подсистема перестает существовать; растворяясь в родительской подсистеме).

Функции семьи

Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняется общесемейными, групповыми и общественными. Отражение системы взаимодействия личности и семьи, семьи и общества, тех сфер жизнедеятельности, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.


Все многообразие семейных функций можно разделить на супружеские и родительские.
I.Супружеские функции

  1. функции духовного общения – удовлетворение потребностей в общении, взаимном духовном обогащении

  2. хозяйственно-бытовая – удовлетворение материальных потребностей, содействие сохранению физической силы и здоровья членов семьи.

  3. функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи.

  4. представительская функция – установление отношений и поддержание связей с государственными учреждениями, общественными организациями, другими семьями.

  5. эмоциональная функция – удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

  6. сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуальных потребностей.

II. Родительские функции


  1. репродуктивная функция – функция деторождения, биологическое воспроизводство населения.

  2. воспитательная функции – обеспечение первичной социализации ребенка и становление его психических черт и личностных качеств.

§ 2. Жизненный цикл семьи
Жизненный цикл семьи – это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика. Жизненный цикл современной семьи можно разделить на 7 стадий.


  1. Период добрачного ухаживания . Главными задачами этого этапа являются достижения частично психологии и материальной независимости от родительской семьи, приобретение опыта общения с другим полом , выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.

  1. Заключение брака и фаза без детей . Супружеская пара должна установить, что изменения в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи. Необходимо принять изменения в интенсивности чувств, установить психологическую и пространственную дистанцию с родительскими семьями, приобрести опыт взаимодействия в решении вопросов организации повседневного быта семьи, а также решать вопрос о материальном обеспечении семьи.

  1. Молодая семья с маленькими детьми . Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, ограничению общей активности супругов за пределами семьи и т.д. Изменяется роль родительской семьи – появляются бабушки и дедушки.

  1. Семья со школьниками (семья среднего возраста) . Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Родители впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом. На этой стадии родители решают проблемы всестороннего развития ребенка, приучают ребенка к домашним обязанностям, их распределению, совмещению с учебой.

  1. Семья зрелого возраста, которую покидают дети . Обычно эта фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов. Возрастает число разводов. Дети создают собственные семьи, появляются новые члены семьи.

  1. Стареющая семья . Старые члены семьи выходят на пенсию, происходит финансовый сдвиг: старики становятся финансово зависимыми от детей. Возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (воспитание внуков).

  1. Последняя стадия жизненного цикла семьи . Один из супругов умирает, и тогда оставшемуся в живых необходимо приспосабливаться к жизни одному. Зачастую он вынужден искать новые связи со своей семьей.

§ 3. Типы семейного воспитания


  1. Воспитание по типу гипоопеки. Безнадзорность. Встречается чаще в неполных и деформированных семьях , где имеет место алкоголизм, аморальное поведение, но иногда и в формально благополучных. Дети склонны к вредным привычкам, асоциальному поведению, правонарушениям, агрессивному поведению.

  2. Воспитание по типу гиперопеки . Ребенок в изнеживающих, «оранжерейных условиях», окружен чрезмерной заботой и тревогой за его здоровье. Такой тип воспитания приводит к пассивности, безволию, инфантильности и формированию тревожно-мнительных черт характера.

  3. Воспитание по типу «кумир семьи» . Ребенок в семье является центром внимания, когда постоянно восхищают его качества. Чаще это бывает в семье с одним ребенком, который окружен вниманием многих взрослых. Допускается вседозволенность, излишняя свобода, выполняются все требования и капризы. У ребенка формируются такие качества, как эгоизм, завышенная самооценка, демонстративность и т.п.

  4. Воспитание по типу золушки . Родители проявляют излишнюю жестокость, чрезмерную требовательность к ребенку, требуют беспрекословного послушания, унижая и оскорбляя ребенка, нередко публично. У ребенка формируется неуверенности в себе, нерешительности, неумение отстаивать свои интересы, пугливость, робость. В некоторых случаях – вспыльчивость, возбудимость, агрессивность, жестокость.

  5. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Вопросы:


  1. Дайте определение семьи. Какие признаки отличают семью от других групп?

  2. В чем отличие семьи от брака ? Дайте определение брака.

  3. Какими понятиями описывается структура семьи?

  4. Что такое жизненный цикл семьи? Перечислите стадии жизненного цикла.

  5. Перечислите и охарактеризуйте типы семейного воспитания.

  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

  2. Психология семьи. (Серия «Психология семейных отношений»). ХРЕСТОМАТИЯ. Редактор-составитель – Д. Я. Райгородский. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». – URL:http://psymania.info/femil/raigorod/sem.php . Дата обращения 17.12.2012.

Итак, семью в социологии рассматривают как малую группу и как социальный институт.

Говоря о семье как о социальном институте, важно охарактеризовать систему социальных норм и санкций, регулирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, описать функции института семьи. В качестве основных функций института семьи социологи выделяют:

  • - репродуктивную функцию, предполагающую физическое воспроизводство населения;
  • - воспитательную функцию, обеспечивающую трансляцию культуры и формирование оснований для личностной и социокультурной самоидентификации индивида;
  • - хозяйственно-бытовую функцию, связанную с решением повседневных проблем;
  • - экономическую функцию, предполагающую ведение совместного хозяйства и обеспечение недееспособных членов семьи (детей, стариков, инвалидов);
  • - коммуникативную функцию, в описаниях которой внимание акцентируется на духовном общении членов семьи и на обеспечении семьей эмоциональной поддержки каждому из ее членов.

Кроме перечисленных, функции семьи целесообразно рассмотреть в соотношении с такими сферами семейной деятельности, как социальностатусная, досуговая, эмоциональная и сексуальная .

Характеризуя семью как группу, мы должны рассматривать ее как малую группу, члены которой объединены кровнородственными и супружескими связями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Говоря о родственной структуре семьи как группы, социологи выделяют нуклеарные и расширенные семьи. Ыуклеарной называется семья, представленная супружеской парой с детьми. В расширенной семье, помимо супружеской пары с детьми, проживает также кто-либо из родственников одного из супругов.

В социологии семьи используется ряд иных оснований для выделения типологий семей . Покажем некоторые из них.

По структуре властных отношений выделяют семьи:

  • - патриархальные (для русской культуры, как и, впрочем, для многих других, являющиеся традиционными), существующие по принципу: «муж - глава семьи»;
  • - матриархальные, предписывающие сосредоточение власти в руках женщины;
  • - эгалитарные, характеризующиеся равноправием и совместным принятием решений.

По количеству детей в семьях:

  • - бездетные;
  • - мало-, средне- и многодетные семьи.

По практике наследования :

  • - патрилинеальные (родословная ведется по отцовской линии, наследство передается от отца);
  • - матрилинеальные (учет родословной и наследование ведется по материнской линии);
  • - билинеальные (обе линии родства одинаково значимы).

По месту проживания".

  • - патрилокальные (после заключения брака молодожены поселяются в доме семьи мужа);
  • - матрилокальные (поселяются в доме семьи жены);
  • - неолокальные (молодые пары живут отдельно от родственников).

В каждом обществе культура определяет те правила, на которых строятся отношения между мужьями и женами, родителями и детьми. Роль мужа или жены предписана обществом, и отношения между ними определяются взаимными ожиданиями того, что считается поведением, «подобающим» для мужа или жены. Каждый играет свою роль в пределах предписанных ограничений, в противном случае - подвергается санкциям, применяющимся к инакомыслящим. Таким образом, имеет смысл говорить о социальном

Заметим к тому же, что нет и не может быть универсальных правил и принципов, определяющих бытие семьи. Структура, ценности, роли (мужа/жеиы, родителей/детей) культурно специфичны. К примеру, западное общество сурово осудило бы мужчину, взявшего вторую жену, не разведясь перед тем с первой. При этом в некоторых ближневосточных обществах мужчине разрешено иметь до четырех жен. На Западе семьей считается некая единица, в состав которой входят муж, жена и дети, в то время как во многих иных обществах семья охватывает более широкую группу лиц, включая представителей нескольких поколений и боковых линий родства. Соответственно стоит вести речь и о культурном структурировании семейной жизни.