Как написать неск. предл

Как ты понимаешь характеристику "достойный образ жизни"? 6 класс - это возраст, когда ребята начинают рассуждать, готовы поддержать беседу о важных вопросах, касающихся жизни современного человека.

Характеристика правильного поведения

Первое, что ассоциируется с этим определением, это материальный достаток. Сложно представить себе полноценную жизнь тех, у кого не хватает денег на приобретение продуктов питания, лекарственных препаратов, одежды. Если приходится думать о том, как прокормить себя, семью, оплатить коммунальные услуги, не остается ни сил, ни времени на то, чтобы заниматься реализацией творческого потенциала.

Пожалуй, только отдельные личности готовы заниматься высоким искусством, забыв о насущных проблемах.

Ступени формирования

Попробуем ответить на следующий вопрос, предлагаемый шестиклассникам: «Как ты понимаешь характеристику «достойный образ жизни», предложи и обоснуй свою позицию». Такое задание предлагается в курсе обществознания, оно предполагает наличие у школьников определенных знаний.

Например, можно выделить несколько этапов в "лестнице" обустройства правильного поведения. На первой ступени необходимо получить навыки удовлетворения своих ежедневных потребностей. Если человеку не нужно решать многочисленные бытовые проблемы, он уверен в том, что у него есть пища, он понимает, что этого явно недостаточно для счастливой жизни.

Признаки порядочного человека

Только у сытого человека включается творческая активность, желание найти себе увлечение по душе. Если человек занимается делом, которое ему не нравится, он никогда не достигнет высокого результата. Только в том случае можно вести речь о счастье, когда люди находятся в полной гармонии с окружающими, природой, любят свою профессию.

Про того, кто относится к окружающим людям позитивно, доброжелательно, ведет здоровый образ жизни, имеет хорошее здоровье, говорят, что это достойные граждане.

Если человек живет в бедности, вынужден ходить на нелюбимую работу, он постепенно перестает уважать себя, теряет достоинство. Потеря самоуважения превращает его в завистливое существо, которое лишено любых моральных принципов. Именно уважение к себе, своему поведению, внешнему виду, занятиям - все это является характерными чертами достойного человека.

Особенности достойного образа жизни

Люди интуитивно понимают, что их предназначение в мире не должно ограничиваться воспроизводством, они должны стремиться не только к обеспеченной и сытой жизни, но и к гармонии и самореализации. В настоящее время модной тенденцией является здоровый образ жизни. Многие посещают тренажерные залы, записываются в танцевальные студии. Люди пытаются повторять образ жизни своих звездных кумиров, поскольку считают их абсолютно счастливыми людьми, ведущими достойный образ жизни.

Пример рассуждения о достойном образе жизни

На вопрос учителя: «Как ты понимаешь характеристику «достойный образ жизни»: предложи и обоснуй ее своими словами», шестиклассник составил небольшое сочинение.

"Каждый человек имеет собственный образ жизни. Кому-то хочется всегда быть в центре внимания других людей, а кто-то мечтает об уединении, ищет возможность для того, чтобы уехать из шумного города на природу. Кому-то абсолютно наплевать на состояние своего здоровья, а кто-то ищет любую возможность для того, чтобы заняться спортом. Люди все абсолютно разные, поэтому у каждого из них будет свой ответ на вопрос о том, как ты понимаешь характеристику «достойный образ жизни».

Я считаю, что человек в том случае ведет правильный образ жизни, если он не унижает других людей, не оскорбляет их достоинство, права и свободы".

Современные тенденции

К сожалению, некоторые люди находятся в постоянной погоне за материальными благами, при этом они просто забывают о том, что есть и духовные ценности.

На вопрос о том, как ты понимаешь характеристику "достойный образ жизни", они отвечают, что это материальное благосостояние: наличие машин, дач, счетов в банках. Погоня за деньгами приводит к тому, что человек забывает о развитии своего внутреннего мира. В обществе обращают внимание на внешний облик человека, а его внутреннее содержание остается закрытым.

На вопрос о том, как ты понимаешь характеристику «достойный образ жизни», многие школьники отвечают, что это жизнь без забот и хлопот. Никто из современных школьников не считает духовность и нравственность теми качествами, которыми должен обладать достойный человек. Рассуждая над тем, как ты понимаешь характеристику «достойный образ жизни», ребята отмечают материальные ценности, о внутреннем мире никто даже не вспоминает. Причиной такого отношения является состояние современного общества, в котором в качестве приоритетов рассматриваются материальные блага, а не духовность и нравственность.

Люди забыли о том, что в сложные времена выживает тот, кто силен духом, а не владелец миллионных состояний.

Характеристика "достойности" глазами современных детей

Вопрос «Как ты понимаешь характеристику "достойный образ жизни", предложи свои мысли по этому поводу» все чаще встречается в школьных стенах. Что можно вложить в смысл этого словосочетания? В первую очередь необходимо упомянуть об уважении к старшим, заботе о домашних питомцах, честном и искреннем общении, жертвенности ради дорогих людей.

Основными чертами достойного человека являются забота и уважение к старшему поколению, любовь к живому миру. Подростки, которые воспитываются в полных семьях, среди отличительных признаков достойного человека называют любовь к своим родным и близким.

Заключение

Если вас спросят "Как ты понимаешь характеристику «достойный образ жизни», обоснуй свою позицию", можете смело говорить, что речь должна идти о тех людях, которые честны во всем. Именно искренность можно рассматривать в качестве основного качества достойного человека.

Приводя примеры жизненных персонажей, ведущих приличный образ жизни, остановимся на ситуации, когда человек проживает в селе, вдали от цивилизации. У него есть любимая работа, родные и близкие не болеют, нет проблем с продуктами, да и ассортимент в магазине не настолько богат, чтобы неразумно тратить деньги.

Встретив на улице бездомного котенка, он обязательно его приютит, накормит и обогреет. Это и есть проявление достойного поведения по отношению к тем, кто нуждается в заботе. Он делает это не для того, чтобы его похвалили, поощрили, а просто потому, что человек должен помогать тем, кто попал в беду, нуждается в защите и понимании. Если для жителей сельской местности еще имеют значение такие слова, как "духовность", "нравственность", то для многих горожан они давно перестали существовать, люди думают только о получении материальной прибыли, забыв о внутреннем содержании.

Вы знаете, вопрос «Как ты понимаешь характеристику чего-то…» чаще всего звучит в школьных стенах. Но такое понятие, как «достойный образ жизни », должно быть значимо и для нас - людей, уже не сидящих за школьными партами до боли знакомых зеленых оттенков.

Характеристика «достойный образ жизни»

Начнем с того, что образ жизни (в том числе и достойный, а вообще - любой) - это своего рода ваше жизненное устройство (уклад).

Когда говорят «Достойная жизнь - это материальные и духовные блага», ошибаются. Вы поймите, достойный не тот, у кого миллиарды или особняк в столице, а тот, кто считает значимым в жизни не наличие денег в кошельке, а:

  • уважение к старшим;
  • заботу о животных;
  • помощь детям, да и вообще людям;
  • честность в обещаниях;
  • искренность в общении с близкими;
  • жертвенность ради тех, кого любим.

Уважение к старшим и забота о них - черта достойного человека

Забота о животных - поведение достойного человека.

Поэтому когда вас спросят «», говорите «Я понимаю это, как честность во всем!».

Искренность во всем, как достойный образ жизни

Это, пожалуй, единственно верная реплика в ответ на подобный вопрос, потому что думать вот так - «Я известный бизнесмен, живу достойно, и при этом пью, не жертвую ничем ради тех, кого якобы люблю, прохожу мимо мерзнущего на улице котенка, не чувствую жалости к больным и голодным людям», это дико и смешно.

Достойный образ жизни - как это? Пример

Перейдем к анализу жизненных примеров персонажей, которые ведут приличный образ жизни - иными словами достойный.

Персонажей не будем искать в книжках и журналах, ведь смысл не в реальности самого персонажа, а в том, что и как он делал по жизни.

Смотрите, представьте, что вы проживаете в отдаленном от цивилизации селе. Все у вас хорошо - есть работа, любимые люди живы и не болеют даже, а что покушать - вы не думаете, потому что холодильник «трещит по швам» от наложенной в него еды, ассортимент которой кружит голову.

Однажды вы выходите во двор и видите забитого в угол и дрожащего от холода и голода котенка. Кстати, как он там оказался - не значимый вопрос на самом деле. Его могли подкинуть, или он сам забрел к вам в поисках хотя бы маленького кусочка хлебного или капли воды.

Как отреагирует обычный человек? Совершенно верно: «Черт возьми! Откуда ты тут и чего сидишь в моем дворе?! Пошел отсюда!». Или так: «Да, карапуз, прикольный ты, но зачем ты тут мне? Иди к соседям, может, что подкинут тебе». Вот и все.

Помните, в начале статьи мы привели значимые черты человека, по которым видно, что для него ценно и кем он является по жизни? Так вот, человек достойный проявит к брошенному котенку любовь, отдав ему хоть и маленький, но свой кусочек хлеба. И не потому он сделает это, чтобы его похвалили, а потому, что сердце ноет при виде беззащитного животного, глядящего на тебя бездонными глазами, наполненными неиссякаемой надеждой.

Нет хлеба? Нальет хотя бы водички. Нет и ее? Пригреет малыша в сарае, положив ему тряпочку или сено.

Поймите, сделать добро можно всегда, если душа этого хочет!

Ну что же, теперь вопросы типа «Как ты понимаешь характеристику “достойный образ жизни”? » не должны быть страшны для вас. И если вы честный и добрый человек, то можете быть уверены, вы живете достойно.

Если вы нашли ошибку в статье, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя - Надежды Егоровны Щурковой , изложившей основные концептуальные положения в книге «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника». С уверенностью можно сказать, что в названии концепции слились воедино главные научные идеи и богатейший, уникальный опыт практической деятельности автора.

Концепция уже в самом названии глубоко философична. Образ жизни - это не только решающий социально-психологический, но и бытийный компонент становления личности. На самом деле, «образ жизни, достойной Человека» - это бытие человека в мире, руководствующегося отношением к миру своими родовыми качествами -стремлением к истине, добру и красоте.

Как справедливо отмечает Н. Е. Щуркова, образ жизни - это новообразование человека, уже прожившего какой-то отрезок жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способный обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни.

Н. Е. Щуркова в педагогический обиход вводит непривычные для обыденного мышления понятия, такие, как «проявления жизни», образ жизни», «новообразование человека».

Что это за новообразование? Какова его структура? Как и благодаря чему происходит становление и дальнейшее разви­тие этого качества? Каковы функции и механизм формирования? Ответ на эти вопросы можно найти в уже названной работе профессора Н. Е. Щурковой и других ее книгах: «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры», «Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии», «Программа воспитания школьника», «Классное руководство: теория, методика, технология».

Понятие «воспитание» .

Профессор Н. Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Уже в самом определении исключена «формирующая», «воздействующая» позиция воспитателя. За ним не признается права воздействовать, формировать и тем более формовать ученика. Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре. И главное из этих условий - учитель-воспитатель как «предъявитель культуры». В этом определении воспитания заложен принцип субъектности, ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество.

Такое понимание сущности воспитания позволяет автору концепции соответственно формулировать цель и принципы воспитательного процесса.



Цель и принципы воспитания .

По мнению Н. Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Личность. Лик. Социальное лицо человека. Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Когда обретает способность реализовать свои природные силы и задатки, когда реализует себя в соответствии со своим предназначением, когда исполняет миссию Человека на Земле. Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным , обладающим интеллектуальными способностями (homo sapiens).

Другим целевым блоком в концепции Н. Е. Щурковой является моральная составляющая цели воспитания. Человек есть существо моральное , обладающее способностью быть нравственным (homo moralis). По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.

Наконец, творческая составляющая. Человек - существо созидательное , обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа (hоmо сгеаtus - человек творческий или hоmо fаbег - человек созидающий).

Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни, как уже отмечалось, есть три основания – истина, добро, красота.

Другими словами, жизнь, достойная Человека, - это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте. Она предоставляет человеку возможность обрести свою родовую че-ловеческую сущность: реализовать себя как hоmо sарiеns, осуществить в себе способность быть hоmо сгеаtus, проявить себя как Hоmо mогаlis.

Заканчивая разговор о цели воспитания, обратимся к одной весьма существенной авторской ремарке. Ее важно понять и принять. «Цель воспитания,- как считает Н. Е. Щуркова, - должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, так, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и своеобразии в широком коридоре культуры, но так, чтобы индивидуальное своеобразие ни в коем случае не сводилось к варварству пещерного органического человека».

Практикоориентированное мышление учителя задает беспокойный вопрос: как реализовать эту цель на практике? Естественно ожидать, что каждый пойдет своим путем, но есть общие принципы (основополагающие правила), соответствующие механизмы воспитания, приводящие замыслы в движение к цели, должно быть и соответствующее содержание, наполняющее воспитательный процесс.

Обратимся к основополагающим педагогическим правилам воспитания - принципам, которые не декларируются, по мнению автора концепции, а выводятся из анализа цели воспитания.

Действительно, каким правилам должен подчинить свои действия учитель, формируя у своих питомцев образ жизни, достойной Человека?! Этих правил много. Одни рожда­ются в той или иной педагогической ситуации и «умирают», когда ситуация разрешается. Но существуют «заглавные», основополагающие принципы, лежащие в основании всех других. Н.Е. Щуркова называет следующие:

1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения , предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

2) принцип субъектности , предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;

3) принцип принятия ребенка как данности , означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ре­бенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».

Только философическое воспитание может содействовать становлению субъекта поступка («поступания», по М.М. Бахтину), субъекта жизни, т.е. личности, способной к самостоя­тельному выбору жизненной позиции и отдающей себе отчет в том, какую жизнь она предпочитает.

Субъект - это хозяин и распорядитель собственной жиз­ни. И наши дети «с молодых ногтей» должны понимать, что есть разные люди: одни «плывут по течению» и оказываются там, куда занес их ветер обстоятельств; другие делают свою жизнь такой, какой она должна быть по их понятиям и представлениям.

Философическое воспитание как раз и предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого. Но оно возможно там и тогда, когда всей жизнедеятельности школьника удалось обеспечить философическую направленность.

Н. Е. Щуркова называет пять методическихнаправлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания.

Первое направление - обнаружение ценности (значимого для себя) за объектами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

Второе направление - предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении».

Третье направление- находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются об их предназначении. Для этого учителям нужно уметь расширять социальный кругозор воспитанников, уметь предъявлять им исторические события, социальные зарисовки, художественные образы так, чтобы создавалась богатая палитра социальных явлсний, из которых строится представление о жизни, достойной Человека. Для этого нужно уметь говорить с детьми о жизни доступно, но вместе с тем - высоко и философично, «поставляя» им таким образом достойный «материал» для того, чтобы строить собственную дорогу жизни, достойной Человека.

Учить школьников искусству поиска смысла жизни - профессиональный долг истинного воспитателя. Массовик-затейник сделать это не в состоянии, зато мудрому наставнику это по плечу. У такого воспитателя любое дело носит философический характер. Оно всегда ставит воспитанника не только в позицию нравственного выбора, но выбора лучшего себя.

Так, в повседневной жизни в со-бытии со школьниками педагог использует все способы и поводы для акцентирования внимания детей на форме ценностного отношения к жизни, увлекая и обучая детей одновременно.

Четвертое направление - упражнение детей в принятых формах ценностных отношений к истине, добру, красоте. Это необходимый шаг от «знаю» к «умею».

Естественно предположить, что это не упражнения по типу физических в искусственно создаваемых ситуациях. Это орга­низация всей жизни школьников, в которой дети постоянно и осмысленно вступают в реальные отношения с ценностями и видят за каждым предметом и явлением человека. Извест­но, что стихов о природе не бывает. Они всегда о том, что видит и чувствует человек. Становление человеческого в че­ловеке происходит благодаря вочеловечиванию, когда подросток умеет видеть «за скамейкой заботу о человеке, за репродук­цией - отражение созданной художником красоты, за уроком - общение, за дневником - один из способов конструи­рования собственной жизни, а за стариками - этап жизни, неотвратимо наступающий для каждого человека». Это путь от сознания к сердцу, а от сердца снова к сознанию.

И пятое направление – это постояннное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

Здесь уместно вспомнить весомое, как и все у А.С. Мака­ренко, педагогически оправданное суждение: настоящий воспитатель воспитывает и тогда, когда он не воспитывает. Действительно, случайная реплика, воспоминания о чем-то, ситуативные ассоциации, возникшие «мимоходом», у истинного воспитателя западают в душу и подчас творят чудеса. В воспитательной практике, в реальном событии субъектов педагогического процесса все многочисленные методические направления (хотя вслед за автором концеп­ции мы назвали лишь пять) сливаются в единый процесс и результат и становятся бытием - духовной жизнью всех взаимодействующих людей. Так происходит тогда, когда все направления имеют единый источник и решают задачу стимулирования школьников к ценностному осмыслению жизни.

А возможно это в том случае, если философическое допол­няется и органично соединяется с диалогическим воспитанием.

Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.

Диалог сам по себе требует достаточно высокого уровня интеллектуального и эмоционального развития, хотя стрем­ление к диалогу - родовое, природное качество человека. Действительно, ребенок говорит и с неодушевленными пред­метами, часами беседует с плюшевым мишкой, отвечая и за него. Да это же философическая беседа, диалог с самим собой! Важно лишь сохранить и развивать эту способность! В этих диалогах нет правильного и неправильного - есть разные мнения, есть индивидуальное восприятие жизни. И это даже в том случае, если участниками диалога становят­ся учитель и ученик, именитый ученый и подросток.

Однако проблема существует. Уходит, «растворяется в жиз­ни» возраст «почемучек», а подростки неохотно вступают в диалог, избегая «разоблачения». Инициировать диалоги, вести их, поддерживать, делать естественными и необходимыми умеет учитель-профессионал. Это педагог, обладающий достаточны­ми духовными ресурсами, которому интересен воспитанник таким, каков он есть, и который понимает, что только в диалоге рождается то эмоциональное и смысловое единство, без которого невозможно педагогическое взаимодействие.

Вспомним, как работал (а вернее, со-бытийствовал) с шес­тилетками, будущими учениками своей школы, ее директор Василий Александрович Сухомлинский. Он шел с детьми в лес, в поле, на берег речки и инициировал их рассказать о том, что они видят, слышат, чувствуют. Таким образом, он развивал в них способность смотреть и видеть, слушать и слышать, чув­ствовать и находить слова, чтобы сказать об этом вслух.

В книге Н.Е. Щурковой «Три принципа воспитания» мож­но найти и специальные упражнения, реализующие диало­гическое воспитание. Это организация размышлений детей над собственными ощущениями, переживаниями, мысля­ми, действиями. Это сообщения детей о том, что произошло с ними за последний час, день, месяц, четверть, год. Важно заметить, что такая работа не должна носить одноразовый характер, А учитель не только научает своих воспитанников диалогическому мышлению, но получает представление о феномене, который образует «связность жизни» того или иного ученика. Он находит ответ на вопрос, что объединяет разрозненные факты жизни подростка в цельность пред­ставлений о жизни. Связность жизни - явление, феномен философический, но он должен быть в педагогическом оби­ходе учителя - в его теоретическом арсенале и в практике. Связность жизни - это некая ось, на которую системно нанизываются события жизни, образуя образ ее. Связность жизни - некий фокус, куда «стягивается» все, так или иначе соотносящееся с жизнью.

Диалогическое воспитание может осуществляться и в коллективных дискуссиях, когда один за другим, следуя принятой логике, разворачивается анализ проблемы, где каждое мнение важно, где каждый ценен как индивидуальность. Диалогическое воспитание не может и не должно ставить цель некоего единомыслия, «общего знаменателя». На самом деле важен факт «подвинувшегося» самосознания, выражения и познания себя, обретения субъектности, без которой образ жизни, достойной Человека, состояться не может. Формами диалогического воспитания могут стать и групповые игры, где важен свободный выбор, в котором происходит осмысление своих интересов и ценностных предпочтений, т.е., по большому счету, себя как носителя воли и отношений. Конкретный образец такой игры - «Белая ворона» - описан в ранее указанной книге Н.Е. Щурковой «Три принципа воспитания».

Теперь остановимся на этическом воспитании , при осуществлении которого педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек - человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.

На самом деле это принципиальная педагогическая по­зиция: человек (наш воспитанник) - всегда цель и никогда средство. Данная позиция высвечивает столько очевидностей, от которых захватывает педагогический дух. Например, нельзя кричать на воспитанника, потому что он человек; нельзя сорить, портить, ломать что-либо, потому что за всем этим - труд человека.

Образ жизни, достойной Человека, не может сформиро­ваться, если у подростка не развито философическое отно­шение к Человеку как к «наивысшей ценности, если нет мировоззренческого видения Человека как дитя природы и культуры, как созидателя и творца всего, что нас окружает».

Этический характер воспитанию придают взаимоощуще­ние и взаимодействие, выражающиеся в том, что педагог принимает воспитанника как данность и, в свою очередь, ребенок тоже принимает учителя как данность. По мнению автора концепции, некоторые усматривают здесь противоречие: мол, если принимать воспитанника как данность, т.е. таким, какой он есть, то утрачивается всякий смысл воспитания, даже если оно понимается как создание условий для самоосуществления, для полной реализации сил и способностей, заложенных природой. Нет, - отвечает автор, - не утрачивается, ибо понимание и принятие ребенка - уже факт воспитания. И это вовсе не попустительство грубости, распущенности, лености, неуважительности в адрес другого человека.

В процессе этического воспитания мы приучаем ребенка и к тому, что у него есть запреты, табу, но таких запретов немного - всего два: нельзя посягать на другого и нельзя не работать.

Следуя логике и позиции Н.Е. Щурковой, определим основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников.

1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.

2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. Учитель же призван замечать, видеть эти достоинства и оглашать их перед всеми. Это педагогический постулат всех гуманистически ориентированных педагогов: о достоинствах говорить постоянно и громко - о недостатках не говорить или только тихо, «на ушко», как это умеет делать Ш.А. Амонашвили.

3. Общее принятие индивидуальности, человеческой не­похожести, ведь не такой, как я, - не означает плохой.

Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно Н.Е.Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьника. В Программе определены педагогические за­дачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимо­действия, способствующие их решению. Такими задачами являются:

Формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;

Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;

Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;

Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

Формирование образа жизни, достойной Человека;

Формирование жизненной позиции, развитие способ­ности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Механизм формирования образа жизни, достойной Чело­века . Мы беремся за очень сложную, практикоориентированную задачу - определение механизмов воспитания. Дей­ствительно, что приведет в движение избранные цели и содержание и даст необходимый результат? Автор концепции Н.Е.Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение. Ло­гика автора такова: способность осознания, оценочной реф­лексии, определение и принятие образа жизни требуют оп­ределенной интеллектуальной, духовной и душевной зре­лости, того, что выливается в жизненный опыт.

Первый шаг, который делают учитель начальных классов и его воспитанники-первоклассники, - это формирование отношения к природе как общему дому человечества.

Учащиеся 2-4-х классов в сопровождении учителя и с его помощью поднимаются на вторую ступеньку, чтобы понять и принять нормы культурной жизни. Этих норм ве­ликое множество, но у всех единое основание - истина, добро и красота. Учащиеся 2-4-х классов уже в состоянии понять: если я несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам куль­турной жизни.

Третья ступень та, на которую поднимаются учащиеся 5-6-х классов. Содержательное наполнение этой ступени до­вольно сложно и философично, ведь речь идет о формиро­вании представлений о человеке как субъекте жизни и наи­высшей ценности на Земле. Чтобы поднять детей на эту ступень, учителю, видимо, необходимо уметь стимулиро­вать школьников к ценностному осмыслению жизни чело­века, его предназначения.

Учителю может показаться, что говорить о столь слож­ных вещах с пятиклассниками преждевременно. На самом деле это не так, если учитель умеет (словами, делами, в общении) создать ситуации, когда взрослеющие дети заду­мываются над смыслом собственной жизни, своего пред­назначения.

Не станем утверждать, что делать это легко. Это трудно, но это необходимо. Ш.А.Амонашвили умеет говорить о смысле жизни и предназначении человека даже с учащимися на­чальной школы.

Поднимаясь вместе со своим воспитателем на четвертую ступеньку, учащиеся 7-8-х классов обретают ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни. Это новая высота. И если предыдущие ступени размещали наших воспитанников в мире природы, в мире культурных ценностей, то теперь мы сопровождаем их в социальный мир, в мир отношений людей. Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить среди людей и стро­ить с ними свои отношения? Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными.

Решая возникающие жизненные проблемы, реализуя, осваивая ценности социальной жизни в опыте реального взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями, другими людьми, происходит действительное формирова­ние ценностного отношения к социальному устройству че­ловеческой жизни, и подростки готовы подняться на пятую ступень (9-10-е классы) и синтезировать все в образе жизни, достойной Человека.

Шестая студень - это 10-11-е классы. Идет формиро­вание жизненной позиции, развитие способности к инди­видуальному выбору жизненного пути.

Индивидуальное восхождение ребенка к культуре про­исходит, по утверждению Н. Е. Щурковой, благодаря ус­пешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:

1) освоения как накопления знаний о человеке и окру­жающем его мире;

2) усвоения как овладения ребенком набором культур­ных умений и навыков, необходимых для жизни в совре­менном обществе;

3) присвоения как интериоризации ценностей челове­ческой культуры.

Результат формирующего влияния этих процессов на личность ребенка автор концепции обозначает триадой: знаю - умею - люблю. Для становления образа жизни, достойной Человека, важно наличие всех трех элементов и связей между ними. Это принципиальный момент, ибо на практике не­редко сформированность элементов «знаю» или «умею» рас­сматривается как окончательный, а не промежуточный ре­зультат воспитательной деятельности.

Приведем пример. Благодаря воспитательным уси­лиям наши подопечные знают, что место в общественном транспорте следует уступать людям старшим по возрасту. И что с того, если я не умею это сделать учтиво и коррект­но, так, чтобы человек, старший меня по возрасту, с бла­годарностью и добрым настроением «занял» предложенное место. Я знаю, я умею, но делаю это от случая к случаю либо не делаю вообще. Стало быть, остановиться даже на уровне умею нельзя, ибо это тоже промежуточный ре­зультат. Важно, чтобы сознательно и эмоционально «созре­ла» постоянная готовность уступать место. Позитивное отно­шение, если хотите, любовь к стилю подобного поведе­ния - и есть результат, воплощенный в «люблю».

Еще одно важное, на наш взгляд, замечание. Автор не­однократно утверждает, что восхождение ребенка к ценнос­тям культуры, его движение от одной ступени к другой ус­пешно проходит благодаря «сопровождению», умелому руко­водству педагогическим процессом. На практике это означает успешную реализацию классным руководителем трех основных функций:

1) обустройство жизни ребенка в школе;

2) организация предметной деятельности ребенка и уче­нического коллектива в целом;

3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса . Для определения эффективности процесса воспи­тания, как полагает Н.Е.Щуркова, необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью. В качестве главного критерия оценки результативности воспитатель­ного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. Если целевым ориентиром вос­питания является личность, способная строить жизнь, дос­тойную Человека, то, следовательно, основания такой жиз­ни - истина, добро и красота - могут выполнить роль показателей воспитанности школьника.

Для более целостного и детального анализа и оценки ре­зультативности воспитательного процесса Н.Е. Щуркова пред­лагает использовать и такие показатели, как:

Внешний облик ребенка;

Физическое и психическое развитие детей;

Их поведение;

Качественность разнообразной деятельности;

Способности и самочувствие детей;

Ценностные предпочтения;

Отношение ребенка к своему Я.

И еще одно важное замечание автора концепции целесо­образно учитывать в практике диагностической деятельнос­ти. Она подчеркивает, что «воспитательный результат - это мера соответствия развития ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого до­стигло человеческое общество на данный момент своего ис­торического развития».

Литература.

1.Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997.

2. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М., 1997.

3. Щуркова Н.Е. Диалогичность воспитания // Воспитание школьников. -1996. - №2. - С.24-27.

4. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Теория, методика, технология. - М., 1999.

5. Щуркова Н.Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника. - Смоленск, 1995.

6. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.- М., 1998.

7. Щуркова Н.Е. Философическое воспитание // Воспитание школьников. – 1996. - №3. – С.8-11.

Эта концепция вошла в педагогическую теорию и прак­тику вместе с именем ее создателя - Надежды Егоровны Щурковой.

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целе­направленное, организованное профессионалом-педагогом вос­хождение ребенка к культуре современного общества, как раз­витие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Основополагающие принципы :

1) принцип ориентации на социально-ценностные отноше­ния, предписывающий педагогу вскрывать предметную повседневную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, сло­вами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;

3) принцип принятия ребенка как данности, означаю­щий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следователь­но, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ре­бенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать ос­новы человеческой жизни».

Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания.

Первое - обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

Второе - предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем плени­тельном и глубоком значении».

Третье направление - находить такие формы взаимодей­ствия с детьми, которые активизируют духовную деятель­ность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении.

Четвертое методическое направление - упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это необходимый шаг от «знаю» к «умею».

И пятое направление - это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.

При осу­ществлении этического воспитания педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодей­ствие с ним выстраиваются в широком русле «человек - человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.

Основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников:

1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллек­тиве, семейной принадлежности, физических и психичес­ких особенностей.

2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исхо­дить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех.

3. Общее принятие индивидуальности, человеческой не­похожести, ведь не такой, как я, - не означает плохой.

В Программе определены педагогические за­дачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимо­действия, способствующие их решению. Такими задачами являются следующие:

Формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;

Формирование ценностных отношений к нормам куль­турной жизни;

Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;

Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

Формирование образа жизни, достойной Человека;

Формирование жизненной позиции, развитие способ­ности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Механизм формирования образа жизни, достойной Чело­века - это постепенное, пошаговое движение (способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют оп­ределенной интеллектуальной, духовной и душевной зре­лости, того, что выливается в жизненный опыт).

Первый шаг, который делают учитель начальных классов и его воспитанники-первоклассники, - это формирование отношения к природе как общему дому человечества. Учащиеся 2-4-х классов в сопровождении учителя и с его помощью поднимаются на вторую ступеньку, чтобы понять и принять нормы культурной жизни. Третья ступень та, на которую поднимаются учащиеся 5-6-х классов. Чтобы поднять детей на эту ступень, учителю, видимо, необходимо уметь стимулиро­вать школьников к ценностному осмыслению жизни чело­века, его предназначения.

Поднимаясь вместе со своим воспитателем на четвертую ступеньку, учащиеся 7-8-х классов обретают ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни. Решая возникающие жизненные проблемы, реализуя, осваивая ценности социальной жизни в опыте реального взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями, другими людьми, происходит действительное формирова­ние ценностного отношения к социальному устройству че­ловеческой жизни, и подростки готовы подняться на пя­тую ступень (9-10-е классы) и синтезировать все в образе жизни, достойной Человека. Шестая ступень - это 10-11-е классы. Идет формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Индивидуальное восхождение ребенка к культуре про­исходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря ус­пешному протеканию трех взаимосвязанныхпроцессов :

1) освоения как накопления знаний о человеке и окру­жающем его мире;

2) усвоений как овладения ребенком набором культур­ных умений и навыков, необходимых для жизни в совре­менном обществе;

3) присвоения как интериоризации ценностей челове­ческой культуры.

Результат формирующего влияния этих процессов налич­ность ребенка автор концепции обозначает триадой: знаю - умею - люблю. Для становления образа жизни, достойной

На практике это означает, по мнению Н.Е. Щурковой, успешную реализацию классным руководителем трех основных функций. Они следующие:

1) обустройство жизни ребенка в школе;

2) организация предметной деятельности ребенка и уче­нического коллектива в целом;

3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса - необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью. В качестве главного критерия оценки результативности воспитатель­ного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год.

Показатели определения целостного и детального анализа и оценки результативности:

Внешний облик ребенка;

Физическое и психическое развитие детей;

Их поведение;

Качественность разнообразной деятельности;

Способности и самочувствие детей;

Ценностные предпочтения;

Отношение ребенка к своему Я.

Во-первых, люди хотят нормально есть, пить и жить в красивом и уютном доме или квартире.

Во-вторых, человек испытывает потребность в любви, в саморазвитии, в познании, в признании заслуг со стороны общества. Хочет иметь семью, растить детей, водить их в хорошие детские сады, давать им качественное образование.

Удовлетворение всех этих потребностей и означает, что человек имеет достойный уровень жизни.

Из чего складывается цена для достойного образа жизни

Стоимость жизни в каждой стране основывается на расходах, связанных с общегосударственными затратами, а также с усредненными потребностями каждого человека.

Чем холоднее климат в стране, тем больше денег приходится тратить на обогрев жилья, разведение скота, выращивание овощей и фруктов. Из-за этого стоимость коммунальных расходов и продуктов выше, чем в стране с более мягким и теплым климатом.

Также влияет на качество жизни человека уровень доходов государства. Например, чем больше государство продает другим странам нефти, газа, и другой продукции, тем больше может тратить денег на зарплаты, социальные программы, дотации. Конечно, если оно при этом разумно расходует бюджетные средства, а не разворовывает их.

Материальный уровень населения растет, и люди начинают больше тратить денег как на базовые потребности, так и на развлечения. А чем больше они готовы платить за достойный уровень жизни, тем выше становится качество строительства жилья, товаров и услуг. При этом производитель увеличивает затраты на их выпуск, а следовательно, поднимает отпускные цены.

В каждой стране – разная стоимость жизни

В зависимости от уровня доходов и расходов государства, климатических и других факторов, цена достойного уровня жизни для человека в каждой стране разная.

Так, в Америке уровень дохода на одного среднестатистического американца должен быть не меньше 4–5 тысяч долларов в месяц, чтобы человек мог вести достойный образ жизни.

В Норвегии хороший уровень жизни имеют люди, получающие не менее 5–6 тысяч евро в месяц.

А в Арабских Эмиратах каждый мальчик при рождении получает на банковский счет по 1 млн долларов. Настолько высокий уровень доходов в этих странах за счет продажи нефти.

В то же время в Таиланде или в Венгрии достойный уровень жизни человек может получить за значительно меньшее количество денег.

Квартиру, состоящую из 2–3 комнат, с отдельной гостиной и кухней, с несколькими санузлами, можно арендовать за 300–500 долларов в месяц, а цена продажи такого жилья колеблется в пределах 30–50 тысяч долларов.

Затраты на полноценное питание составят порядка 300–400 долларов в месяц на человека. Цены на остальные продукты и услуги тоже относительно невысокие.

Поэтому и стоимость достойного уровня жизни в таких странах может колебаться в пределах 1–1,5 тысячи долларов на человека.